Система охлаждения в холодильнике – герметический сосуд под давлением. Малейшее повреждение при транспортировке или эксплуатации приводит к утечке хладагента. В результате агрегат перестаёт холодить. Восстановить нормальную работу можно только после ремонта места разрыва и пополнения системы фреоном. Необязательно вызывать мастера, заправить холодильник можно самому, соблюдая правила предосторожности и следуя пошаговой инструкции.
Заправка системы охлаждения фреоном
Ремонт холодильника лучше доверить мастеру из сервисного центра. Однако при наличии минимальных навыков ремонта и комплекта необходимого оборудования с задачей можно справиться самостоятельно. Перед началом работы необходимо ознакомиться с принципом действия холодильного агрегата, расположением компонентов и сервисных штуцеров, а также учитывать:
- особенности ремонта и эксплуатации сосудов, работающих под давлением;
- назначение хладагента;
- способ применения оборудования для заправки;
- правила безопасности при работе с фреоном.
К сведению!
Перед выполнением ремонта следует принять во внимание, что некомпетентные действия могут привести ещё к более серьёзной поломке.
Оборудование и материалы
Восполнение или полную заправку охлаждающего контура хладагентом производят специальным инструментом. Для ремонта понадобятся:
- Фреон. Его тип и количество указаны на информационной табличке, закреплённой на корпусе холодильного агрегата или компрессора. Следует приобрести маленький баллон нужного вещества или взять в аренду в сервисном центре большой сосуд. Во время транспортировки и работы обращаются с ним аккуратно: ёмкость находится под большим избыточным давлением.
- Вакуум-нагнетательная станция. Комплекс насосного оборудования, предназначенный для испытания системы давлением и полного удаления газов из холодильного контура. Покупать станцию для разового применения нецелесообразно, её также можно взять в сервисном центре на время работы.
- Электронные весы. Необходимы для точного дозирования хладагента.
- Сварочный пост или газовая горелка, а также флюс и припой для герметизации системы после ремонта или заправки. Материалы для пайки подбирают в зависимости от металла, из которого изготовлены детали контура.
- Течеискатель. Если система повреждена и это стало причиной испарения фреона, прибор нужен для поиска места разгерметизации.
- Фильтр-осушитель. Компонент холодильного контура, который обязательно меняют при заливке фреона.
- Клапан Шредера. Нужен для удержания в системе вакуума или давления.
- Ёмкость с азотом. Газ необходим для продувания и осушения компонентов.
Меры предосторожности
Замена фреона – процедура, сопряжённая с возможностью получения травм от электричества или избыточного давления газов. Когда работу выполняют самостоятельно, необходимо соблюдать ряд правил:
- холодильное оборудование отключают, вынимая вилку из розетки;
- при наполнении системы не используют открытый огонь;
- стыки паяют, соблюдая правила пожарной безопасности (можно заранее подготовить средства тушения в случае возможного возгорания);
- испытывая систему, контролируют давление среды.
Поиск утечки
Если в системе нарушена герметизация, просто заправка не устранит неисправность. Первоначально нужно определить место повреждения. В большинстве случаев внешний осмотр позволяет найти причину.
На контуре подогрева дверного уплотнителя появляются трещины и ржавчина. В местах соединения капилляров видны иней или наледь. Если утечку найти не получается, на все поверхности контура наносят мыльный раствор. Появление пузырей указывает на повреждение.
К сведению!
Для определения дефекта недоступного для визуальной диагностики необходим специальный прибор – течеискатель (галоидный, электронный или ультразвуковой).
Заправки хладагента
После устранения течи приступают к наполнению контура. Последовательность заправки:
- Клапан Шредера размещают на сервисном патрубке компрессора.
- Продувают контур азотом. Газ вытеснит влагу из системы. Если азот находится под давлением 10 атм и более, необходимо использовать редуктор.
- Меняют фильтр-осушитель. Для этого срезают старый, а с нового снимают заглушки. Вставляют фильтр в капилляр и паяют место стыка.
- Подключают вакуум-насосную станцию. Как правильно это сделать, указано в инструкции по её эксплуатации.
- Откачивают из контура воздух. Одновременно с этим удаляется оставшаяся влага. Общее время вакуумирования не менее 15 минут.
- Закачивают хладагент (количество зависит от типа холодильного агрегата).
- Герметизируют сервисный патрубок (пайкой или специальным колпачком).
Заполнить охлаждающий контур можно своими руками. Это позволит существенно сэкономить на вызове мастера. Однако важно точно знать, как выполнить ремонт, и иметь необходимое оборудование.