Кобылка крыши — устройство конструкции своими руками

Монтаж крыши и кровли

Схема крыши с кобылкой
Схема крыши с кобылкой

Когда речь идет о таком понятии, как кобылка, кровля с ней  монтируется с использованием карнизных свесов, закрытых коробами. С  помощью кобылок производится их удлинение. Данная статья расскажет об этом важном кровельном элементе и о том, как осуществляется закрытие карнизов.
Кобылка представляет собой отрезок доски, с помощью которого производится удлинение стропильной ноги, используемой при устройстве свесов крыши. Необходимость в ней возникает, когда длина доски, используемой для изготовления стропил, оказывается меньше, чем необходимо для устройства свеса. Без него, практически, невозможно отвести от стен стекающую с кровли воду. Если этого не сделать, то она в виде дождя или талого снега будет стекать непосредственно по стенам, которые будут постоянно мокрыми. Для предотвращения такой неприятной ситуации от стен делают отступ величиной не меньше 40 сантиметров.

Доска, из которой делаются кобылки, по своей ширине обычно меньше ширины стропильной доски. Например, если стропила изготовлены из досок размером 150х50 мм, то для изготовления кобылок можно использовать доску с сечением 100х50 мм.

Использование кобылок в процессе монтажных работ по сооружению крыши и ее стропильной системы дает возможность:

  • при их изготовлении применять пиломатериалы с меньшей длиной доски;
  • облегчить подъем и установку на мауэрлат стропил, поскольку они будут иметь меньший вес;
  • с меньшими усилиями вывести линию свеса карниза, используя при этом более легкие по сравнению со стропильными ногами кобылки;
  • в случае, когда кобылка повредится или она подвергнется гниению, ее можно безболезненно заменить, не разбирая конструкцию крыши.

В наше время, как и в прошлом, есть мастера, которые могут делать резные кобылки,  кровля с которыми приобретает по-настоящему привлекательный вид. Дом с таким декоративным элементом отличается неповторимостью и оригинальностью.

Устройство карнизных свесов без кобылок

Карнизный свес без кобылки
Карнизный свес без кобылки

Если под карнизом  сделать короба или изготовить деревянный каркас, то это будет прекрасной возможностью для облагораживания внешнего вида постройки. Все это позволит закрыть всевозможные выступающие элементы кровельной конструкции, к которым можно причислить обрешетку и стропила. Каким способом будут подшиваться различные элементы карниза, будет зависеть от типа изготовленного карнизного короба.

К наиболее эффективному  и простому методу изготовления такого короба относится монтаж каркаса с помощью лобовой или ветровой планки и подшивных реек. Они размещаются на нижней (внутренней) части стропил.

При использовании такого метода могут быть учтены вкусы хозяина постройки, поскольку существует два варианта обрезания концов стропил. Они могут быть обрезаны по отвесу так, что торец будет располагаться параллельно по отношению к стене. В другом случае, концы стропил могут быть обрезаны перпендикулярно стропильной оси.

Остановимся более подробно на варианте с параллельным обрезанием стропильных концов (при таком способе кобылка — элемент конструкции кровли, не предусмотрен):

  1. Выполнение работ потребует использования стропильных лесов, а также выдвижной лестницы. Для крепления кровельных элементов понадобится шуруповерт и саморезы по дереву;
  2. В первую очередь, необходимо прикрепить ветровую доску, затем последовательно крепится внешняя подшивная и внутренняя (стеновая) доски. Все доски имеют одинаковое сечение 150х20 мм;
  3. При изготовлении короба используются отобранные не витые и ровные доски. Они должны быть очищены от коры и не иметь в большом количестве сучков. Когда изготовление короба планируется сделать в качестве «подшивы», без использования отделочных материалов, то работу выполняют с использованием калиброванных сухих досок, имеющих сечение 50х20 мм.
  4. После того, как были закрыты фронтальная обрешетка и стропила, с целью защиты, производится обработка короба специальными растворами. Если есть желание, то короб можно обработать морилкой или покрыть лаком. В этом случает «подшива» будет служить дольше и наиболее эффективно.
    Обратите внимание!

Добиться наиболее качественного покрытия можно, используя достаточно дорогой, но по-настоящему эффективный корабельный лак.

  • В качестве закрывающего короб материала пользуются профнастилом марки С10, имеющим белый или светло-серый цвет. Может также использоваться виниловый сайдинг, который легок в монтаже и имеет небольшой вес.
  • Некоторые части карниза можно подшивать с использованием специального материала – софитов. Он представляет собой перфорированные пластины, изготовленные из алюминия или пластика. Хотя их стоимость считается довольно высокой, она оправдана за счет привлекательного внешнего вида материала и его высокой функциональности.
  • Независимо от материала, который был использован для подшивки карнизных планок, закрывать лобовые (ветровые) стороны короба придется с использованием внешних уголков, цвет которых должен совпадать с цветом самого короба. По размеру уголки должны быть 50 мм, их обортовка по размеру должна соответствовать ширине ветровой части.
  • С целью облагородить боковые стороны короба вырезаются крышки. Делается это вручную, а материалом служат гладкие листы, форма которых будет зависеть от формы торцевой части коробов.
  • Выполнить фронтальную «подшиву» намного проще. Делается это с помощью двух досок с сечением 150х20 мм, которые крепят к выступающей обрешетке. В дальнейшем их зашивают наиболее подходящим материалом.

Устройство карнизных свесов с применением кобылок

Когда для подшивания карнизов используется горизонтальная кобылка, кровля, особенности проведения работ которой могут отличаться друг от друга, монтируется с некоторыми дополнительными  сложностями и требует больших трудовых затрат.

Как конструктивный элемент, кобылка представляют собой не что иное, как доску с сечением 100х30 или 150х30 мм. В этом качестве могут выступать обрезки стропильных брусьев. Их крепление к стропилам осуществляется таким образом, чтобы расположение широких плоскостей было перпендикулярно по отношению к стене.

Обратите внимание!

Осуществляя монтаж кобылок, было бы правильно взять за ориентир кирпичную кладку или же делать работы с использованием уровня.

После установки кобылок приступают к процессу крепления подшивных досок. Как результат, получается короб с нижней плоскостью, расположенной горизонтально. В дальнейшем короб можно оформить или украсить в зависимости от общей архитектуры подстройки и личных вкусов домовладельцев.

Приступая к монтажу карниза, не следует забывать о таком важном моменте, как способность кровли «дышать». Под этим подразумевается, что в подкарнизную часть должен попадать теплый воздух. Проходя через  такие элементы кровли, как стропила, обрешетка и кровельное покрытие, он устремляется наружу. Благодаря воздушному потоку происходит эффективная вентиляция, которая создает условия для сухого состояния крыши и продлевает срок ее службы.

Стропила с кобылкой
Стропила с кобылкой

Исходя из вышеописанного, очень важно не допустить, чтобы какой-либо коньковый элемент или элемент карниза стал герметичным. По этой причине при выполнении монтажных работ нельзя применять монтажную пенку и силикон. Исключением являются только трубы. В противном случае, уже через несколько лет эксплуатации могут начаться нежелательные процессы, связанные с гниением конструкции крыши.

В настоящее время карнизы подшивают разными способами. Когда есть кобылка, крыша может быть отделана обычным треугольным карнизом. Он отличается простотой монтажа и по сравнению с другими выносными карнизами исключает такой нежелательный  момент, как неприятное гудение во время зимних вьюжных ветров.

Остановимся на основных правилах устройства треугольного карниза:

  1. Обрезание стропил необходимо делать заподлицо с внешними стенами. При этом не допускается, чтобы карниз свешивался над стеной. Если он все-таки свешивается, в местах стыка стропил и стены прибивают карнизную доску, снабженную водостоком.
  2. Образование карнизного выноса происходит в результате увеличения длины стропил с помощью кобылок. Они прибиваются непосредственно к стропильным ногам. То, что такой способ приобрел большую популярность, объясняется преимуществами, которые он имеет. Например, он гарантированно защищает подкарнизное пространство от дождевых капель, которые может задуть туда сильный ветер. Все это достигается при помощи несложного устройства под названием « кобылка». Кровля, размеры зазора с которой образовывают кобылки, должна быть обеспечена хорошей вентиляцией пространства, находящегося под крышей.
  3. Вынос карниза, там, где расположены кобылки, снизу  остается открытым. Его можно закрыть, используя оструганные и прифугованные подшивные доски равной ширины. Их толщина должна быть в пределах 25 миллиметров (подшивной карниз). Подкровельное пространство следует закрывать досками перпендикулярно стене и снизу. Стена и доски для вентиляции кровли также имеют между собою зазор.
  4. Карнизный вынос укрепляют при помощи консолей, снабженных металлическими или железобетонными анкерами. Их заделывают в стену. В таких местах кобылка заделывается с консолью заподлицо. Использование данного способа оправдано, когда подшивной карниз выносится на расстояние, которое является выше допустимого для кобылки из дерева.
  5. Кирпичный свес делается на каменных стенах домов, верхняя часть которых выложена  из кирпичей. При этом соблюдается постепенный припуск рядов на величину, которая не превышает третью часть длины кирпича(80 мм). Карнизный кирпичный свес не должен быть больше половины толщины стены.

Долговременная эксплуатация кровли во многом определяется качеством выполнения карнизных свесов. Во время их монтажа существенная роль отводится такому конструктивному элементу, как кобылка. Кровля, особенности проведения работ которой требуют грамотного выполнения карниза, может, в противном случае, промокнуть или потерять свои свойства из-за намокания теплоизоляции.

Для обеспечения долговечности и экономичности эксплуатации фасада и кровли разрабатывается комплекс мероприятий, которые выходят за рамки монтажа и поставки материалов. К вопросу создания качественной кровли необходимо подходить комплексно.

Карнизный свес
Карнизный свес

Карнизный  свес представляет собой визуальную границу, которая отделяет кровлю от внешнего фасада. Он берет не себя архитектурный акцент и является явным и очевидным элементом здания.  По этой причине, к процессу оформления карниза следует подходить с особым вниманием, поскольку он является одним из наиболее ответственных элементов постройки. Вследствие естественных теплопотерь на карнизном свесе может образовываться наледь. В результате, карниз может разрушиться или  может произойти закупорка подкровельной вентиляции карнизного свеса. Последствия могут быть самыми печальными – образуется конденсат, появится плесень, конструкция кровли начнет гнить и т.п.

Когда речь идет о подшивке карниза, то имеются в виду работы, связанные с монтажом декоративных элементов на нижней плоскости карнизных свесов. Декоративная отделка с использованием сайдинга, дерева, меди и других материалов не относится к наиболее важному этапу в процессе оформления карнизного свеса.

До ее формирования проводится проектирование и монтажные работы несущей конструкции карниза и составляющих кровельного пирога.

Проектные и монтажные работы по устройству карнизного свеса учитывают следующее:

  • Величину вылета карнизного свеса от опоры в виде несущей стены. Она является проектной величиной, зависящей от несущей способности конструкции и других факторов, которые учитываются при разработке проекта.
  • Обеспечивает ли карнизный свес достаточное поступление воздуха в подкровельное пространство.
  • Способы крепления декоративных элементов в виде панелей должны быть такими,  чтобы они обеспечивали их надежное функционирование при любой погоде.
Оцените статью
NovoeGKH.ru
Добавить комментарий