Навигация
Главная
О сайте
Новости
Все дома
Каталог организаций
Каталог файлов
Вопросы-ответы
Лучшие статьи СМИ
Документы
Форумы общие
Форумы специальные
Фотогалереи
Видео
Доска объявлений
Дневники
Веб ссылки
Каталог фото
Частные фото
Карта сайта
Номера газеты
"ВСЕ ДОМА"
Справочники
Горячие линии
Полезные телефоны
Структура платы ЖКУ
Счётчики на воду
Карта Москвы
Диспетчерские ВАО
Судьба 5-этажек ВАО
Контакты
Поиск по сайту
Игры
Шахматы
Баннеры

Правила сайта
Разное
Статистика
Рейтинг@Mail.ru

ДОМКОМ против ТОС ?
 Категория:  Лучшие статьи СМИ

ДОМКОМ против ТОС ?

Василий ДВОРЫКИН
Московская среда (Москва) от от 19.01.2005

28 декабря в Московском доме общественных организаций состоялся круглый стол представителей комитетов территориального общественного самоуправления (КТОС), собранный Общественным консультативным советом при Комитете общественных связей правительства Москвы по вопросу взаимодействия комитетов ТОС и домкомов. В разговоре помимо активистов ТОС участвовали депутаты Московской думы, представители администрации Москвы. Вел круглый стол президент центра развития соседских сообществ "Народный фонд" Игорь Кокарев. Поводом для обсуждения стала инициатива правительства Москвы по созданию домкомов, изложенная в постановлении N 651-ПП от 21 сентября 2004 года "О домовых комитетах".

ФИЗИЧЕСКАЯ ВЕЛИЧИНА

Как позже подчеркнет Игорь КОКАРЕВ, круглый стол стал, по сути, акцией гражданской экспертизы этого постановления о домкомах. Но начинался он вполне традиционно: Игорь Евгеньевич произнес несколько вступительных слов, не лишенных пафоса - дескать, "темы, которые предстоит обсудить, определят будущее гражданского общества на ближайшие десятилетия". Заметим, что множественное число - темы - употреблено не случайно: в Государственной думе полным ходом идет обсуждение проекта закона о так называемой Общественной палате, в которой следует добиваться участия и представителей территориального общественного самоуправления. Круглый стол, собранный накануне 2005 года, - важное звено в этой работе - так, во всяком случае, заявил Игорь Евгеньевич, уточнив: "Имеются в виду все его формы: территориальные общины, домкомы, уличные комитеты, другие общественные организации на территории". Но, как подчеркнул г-н Кокарев, готовя постановление о домкомах, очевидно, забыли об их взаимодействии с ТОСами и это "не прописали". И вот результат: начались конфликты между вновь создаваемыми домкомами и ТОСами.

Во вступительной речи Игоря Кокарева прозвучала еще одна пафосная фраза, почти афоризм: "Община - величина физическая; без нее на территории нет жизни". ТОСы и домкомы - по сути, общины. И перед тем как продолжить рассказ о круглом столе, еще раз заглянем в оба документа: в постановление правительства Москвы "О домовых комитетах" 2004 года и в Закон города Москвы "О территориальном общественном самоуправлении в городе Москве" N 26-77 от 10 июля 1996 года. О задачах этих общественных организаций сказано: созданы для "обеспечения улучшения условий содержания жилищного фонда, снижения издержек и повышения качества жилищно-коммунальных услуг". Процитировано постановление о домкомах, но в законе о ТОСах - то же самое, только сформулировано иначе. Правда, стоит заметить, что полномочия ТОСов много шире - и как раз это обстоятельство стало центральным на круглом столе. Замечу и то, что ни один участник обсуждения не был случайным - каждый по-своему вооружился: активисты ТОС - критическими вопросами и многолетним опытом, автор постановления о домкомах - административным энтузиазмом и убежденностью в правильности идеи. Были и арбитры. Впрочем, пора дать слово участникам обсуждения.

ЛИЦО НЕЮРИДИЧЕСКИХ ПОЛНОМОЧИИ

Первой, вызывая огонь на себя, выступила заместитель руководителя Центра содействия реформе ЖКХ Ирина ШРАМКО. Она откровенно заявила, что вопросы общественно-территориального самоуправления как основы гражданского общества связывает прежде всего с набирающей темпы реформой жилищно-коммунального хозяйства. "Учитывая, что на этом круглом столе я представляю Комплекс городского хозяйства, - сказала Ирина Павловна, - целесообразным считаю разговор о проблемах развития территориального общественного самоуправления в преломлении важных задач, касающихся реформирования жилищно-коммунальной сферы. Самоуправление расцениваю прежде всего как умение защищать свои права: научатся этому жильцы - будут и результаты".

Что касается основного сюжета круглого стола - взаимодействия ТОСов и домовых комитетов, - то здесь Ирина Павловна проявила себя как квалифицированный дипломат. "Чтобы эффективно работать, - сказала она, - нужно находиться в правовом поле. Когда оно нечетко прописывает права и обязанности, то эффективность работы снижается. Домовые комитеты - идея Департамента жилищной политики, поэтому, надеюсь, Виталий Акимкин объяснит собравшимся, почему они решили не усилить территориальное общественное самоуправление, а утвердили порядок взаимодействия территориальных органов исполнительной власти Москвы и уполномоченных управляющих организаций с домовыми комитетами. Мне кажется, что возможности ТОСов значительно шире, чем домовых комитетов, по крайней мере, по полномочиям. Напомню, что закон о территориальном общественном самоуправлении - один из лучших законов в нашей стране, потому что как нельзя лучше защищает права и интересы населения, является мостиком между местной властью и жителями. В этом законе территориальным общинам дано право быть заказчиками жилищно-коммунальных услуг - именно это помогло нам провести эксперимент по возможности территориальных общин участвовать в управлении жилищным фондом. Правда, из большого количества территориальных общин Москвы только три взялись за управление жилищным фондом. Мы изучали их опыт, и могу сказать, что он был успешным, пожалуй, только в территориальных общинах "Сокол" и "Сивцев Вражек". Увы, ни одну другую территориальную общину нам не удалось подвигнуть на эффективное управление.

Домовые комитеты как представители нанимателей жилья, на мой взгляд, сегодня выражают некое, пока неясное, отношение населения к процессу управления жилищным фондом. Но я не стала бы их противопоставлять территориальному общественному самоуправлению. Домовым комитетам предложено стать мостиком между управляющей компанией и жителями дома. Здесь они, конечно, могут входить в противоречия с собственниками - с теми же ТСЖ. Причина, на мой взгляд, в том, что несовершенен и громоздок правовой механизм оформления прав собственников дома по управлению жильем, а домовый комитет в отличие от территориальной общины не является юридическим лицом, поэтому не может выставлять никаких требований - нельзя иметь права, не имея обязанностей перед собственниками квартир дома. Но у неюридического лица - домовых комитетов - может быть место в общественном территориальном самоуправлении. И вот почему. Сегодня в 85 процентах домов нет жилищных объединений: ни ТСЖ, ни ЖСК. Между тем новый Жилищный кодекс предполагает выбор способа управления собственниками дома в течение 2005 года - очень короткий срок. И выбор должны сделать люди, не обремененные юридическими знаниями, которые только-только начали что-то понимать в вопросах собственности, научились принимать решения. Чтобы вы представляли серьезность вопроса, приведу несколько цифр: сегодня собственников в каждом доме более 70 процентов; количество их увеличивается, мы ожидаем, что к 2006 году будет 90 процентов. Проблема, стоящая перед органами власти и перед населением, сложна - за короткий срок надо научиться если не управлять домом, то знать и понимать основы этого управления. Собственники и наниматели жилья должны быть готовы к тому, чтобы грамотно защищать свои права при получении жилищно-коммунальных услуг. Поэтому вопрос информации - номер один! ТОСы умело информируют людей. Будут ли это делать домкомы?

И последнее: ТОСы - прообраз гражданского общества, и они это уже доказали. Домовые комитеты - первая ступенька в управлении домами. Сколько потребуется времени, чтобы из домового комитета выросло нечто такое, что послужило бы реформе ЖКХ? Кто ответит?"...

На Ирину Павловну тут же посыпались... нет, не ответы, но вопросы. И, конечно же, один из первых был болевой: "Нас информировали, что в управе есть специальные работники по работе с населением, которые занимаются выборами домкомов, - сказала Ольга Петровна ВЕРАКСИЧ, заместитель председателя КТОС "Западное Чертаново" (ЮАО). - Старшие по домам переоформляются в домкомы. Чем они будут заниматься? Имеем ли мы, члены КТОС, право быть выбранными в домкомы?"...

"ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ ФАКТОР" СОПРОТИВЛЯЕТСЯ

Вопрос был не по адресу, и возможность ответить на него Ирина Павловна любезно предоставила начальнику Управления координации деятельности товариществ собственников жилья и паспортизации жилищного фонда Департамента жилищной политики и жилищного фонда Москвы Виталию АКИМКИНУ. Виталий Васильевич, уловивший некий пока неясный для него мотив, ответил со свойственной ему непосредственностью: "КТОСы, ТОСы и прочие советы могут инициировать создание домовых комитетов в жилых домах с тем, чтобы председатели и представители домовых комитетов входили в территориальную общину и в комитет общественного самоуправления. Это положительный фактор. Его нужно распространять"...

Но тут поднялась председатель совета общины высотного дома на Котельнической набережной Софья ПЕРОВСКАЯ:

- То, что предлагает уважаемый Виталий Васильевич, по-моему, не совсем правильно. Зачем лучшую форму самоуправления переводить в худшую?

- Мэр Москвы поручил разработать простейший механизм объединения жителей, который бы позволял им участвовать в контроле над содержанием, эксплуатацией жилого дома и придомовой территории, - уверенно начал Виталий Васильевич. - Мы пересмотрели различные формы самоуправления. ТОСами у нас охвачено менее 1 процента жилищного фонда. К тому же создание ТОСа - дело сложное; создание ТСЖ - тоже тяжелое дело. Мы остановили свой выбор на домкоме... И обратите внимание: постановление написано как положение о взаимодействии органов власти, управляющих организаций с домовыми комитетами. С чем это связано? Пытаясь объединить различные формы общественного самоуправления, мы вписали в первую редакцию постановления и территориальные общины, и ТОСы. Но наши благие намерения разбились о юридические препоны. В ходе согласования с правовым управлением мэрии, возглавляемым заместителем мэра Анатолием Валентиновичем Петровым, юристы дали заключение: на основании закона РФ "Об общих принципах местного самоуправления" 2003 года Москва не может вторгаться в сферу деятельности территориального общественного самоуправления. Там в статье 27-й сказано, что вопросы территориального общественного самоуправления являются компетенцией органов местного самоуправления.

Что касается конфликтных ситуаций на местах, то мы это дело поправим... Так что прошу не считать меня вашим врагом: когда я писал постановление о домкомах, то хотел сделать как лучше... Только не говорите: "получилось как всегда". Наверное, это неплохой документ...

- Ужасный!!! - раздался голос из зала.

- Но постановление дает механизм участия жителей в контроле над содержанием и эксплуатацией жилищного фонда. Что в этом плохого?

- Все это входит в обязанность ТОСа, - не унимался голос. - Я председатель территориальной общины "Лихоборы". На моей территории 46 домов. Ваше постановление разрешает на территории общины иметь 46 домкомов! При таком положении управе легче расправиться с общинами и ТОСами руками домкомов. Государственная дума своим новым законом угробила ТОСы - они прав не имеют. В Москве уже было много общин. Почти все уничтожены. В моем районе было пять общин. Осталось две. Ваше постановление наносит вред территориальному общественному самоуправлению...

Виталий Васильевич, не готовый к напору, в котором слились претензии к нему как автору постановления о домкомах и к Государственной думе как автору "уничтожения" ТОСов, сник и пытался еще раз напомнить о непоколебимой позиции юристов правового управления мэрии, но самовозбуждение активистов нарастало. И тогда удар общественного негодования принял на себя депутат Московской городской думы Дмитрий КАТАЕВ, взявшись ответить на вопрос о судьбе ТОСов.

... И МАМА НЕ ВЕЛИТ

- Почему все меньше становится реально действующих комитетов ТОС? - задал риторический вопрос Дмитрий Иванович. - Потому что правительству Москвы и хочется, и колется, и мама не велит. С одной стороны, все прекрасно понимают, что без той или иной формы самоуправления город не может нормально развиваться. С другой стороны, реальное самоуправление невозможно без реальных прав. А права давать не хочется: ни на землю, ни на заключение договоров обслуживания, эксплуатации дома, ремонта - вдруг кто-нибудь спросит, куда девались лишние 100 тысяч рублей? Это то, что касается "и хочется, и колется".

Теперь о том, что "мама не велит".

Правовая ситуация сегодня очень запутанна. Если вы ждете от меня ясности, то, к сожалению, не дождетесь, потому что ясности нет и в законах. Для примера обратимся к статье 27-й Федерального закона 2003 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Она называется так: "Территориальное общественное самоуправление" и вступает в силу с 1 января 2006 года, потому что некоторые законы субъектов Федерации должны быть приведены в соответствие с этим законом в течение 2005 года.

Есть в прежнем законе о ТОС было несколько строк, то теперь - полторы страницы. Текст противоречивый: из него исчезли комитеты, общины. Осталось лишь территориальное общественное самоуправление, "осуществляемое населением посредством проведения собраний и конференций, а также посредством создания органов территориального общественного самоуправления". Регулируется оно не законами города, а уставами районных муниципальных собраний, то есть не Москвой. ТОС может являться юридическим лицом, но может и не являться. В этом случае, как видите, нет никакой разницы с домкомами.

В Москве, по федеральному закону, у местного самоуправления особые полномочия, регулируются законодательством города. И Москва их так зарегулировала, что от полномочий ничего не осталось. В основном все решается управами, органами государственной власти, которые, как известно, назначаются. А избираемое местное самоуправление - муниципальное собрание - прав почти не имеет. Зададимся вопросом, на который пока нет ответа: в полномочия московского местного самоуправления входит регулирование территориального общественного самоуправления, о котором говорится в этой статье, или не входит? Если входит, то должен быть принят закон о взаимодействии государственных органов власти с территориальным общественным самоуправлением. Когда юристы разберутся в этом вопросе, тогда и мы, законодатели, переработаем этот закон.

Положение о домкомах в основном очень неплохое. Участие в приемке по ремонту и благоустройству - хорошее право. Но, на наш взгляд, права надо расширить, включив в них и участие с правом совещательного голоса в конкурсных или тендерных комиссиях при распределении городских заказов, касающихся территорий, домов и т. д. Неплохо бы домкомам участвовать в утверждении проектов благоустройства, ремонта, застройки, отселения, межевания. Надо бы включить их представителей в координационные советы управ районов и органов местного самоуправления. Пусть участвуют в обследовании состояния жилых домов, в подписании соответствующих актов. А разве договоры о сдаче в аренду нежилого помещения не их дело? Информирование о заключении договоров аренды земли и нежилых помещений, о смене собственников помещений, о выдаче порубочных листов, о выдаче разрешения на строительство, о проектах перепланировки квартир в домах - все это должно быть включено в документ.

Большая ошибка, что в положении о домкомах не упоминаются ни ТОСы, ни ЖСК как более устоявшиеся формы самоуправления. Считаю, что на одной территории не должно быть одновременно нескольких организаций самоуправления.

В чем еще недостаток положения? В нем не сказано, как формируются домкомы. Нужен порядок их образования. Его отсутствием пользуются и записывают в руководство старших по домам...

Депутата поддержала Ирина Шрамко.

- Наниматели должны понимать, что и они могут быть эффективными потребителями жилищно-коммунальных услуг, - сказала она. - Но и город в договоре найма должен предусмотреть их право быть заказчиком этих услуг - передает он им это право или не передает. Нужно, чтобы наниматели сами могли защищать свои права как потребители, чтобы сами ставили приборы учета, сами рассчитывались, следили за уборкой. Управлять самостоятельно они не могут по закону. Но проявлять самостоятельность в потреблении услуг - закон этого не запрещает. Важно помнить: без организованных жителей эффективно защищать права невозможно.

ОБЩЕСТВЕННАЯ ЭКСПЕРТИЗА

Безусловно, на круглом столе, посвященном будущему самоуправления, было больше вопросов, чем конструктивных идей. И немудрено: для начала надо разобраться с путаницей, накопившейся по мере роста законодательных и рекомендательных документов. Авгиевы конюшни законодательной пирамиды в конце концов будут расчищены. Вопрос - в цене усилий. Потому подвести итоги первого круглого стола я попросил его организатора Игоря Кокарева.

- Как объяснил Виталий Акимкин представителям комитетов ТОС, с помощью домкомов хотели подхлестнуть спотыкающуюся клячу жилищной реформы, - сказал Игорь Евгеньевич, - ведь за все эти годы ТСЖ созданы всего в 3, 5 процента жилищного фонда столицы. Попутно выяснился еще один замысел властей: в течение 2005 года содержание и ремонт жилищного фонда полностью переложить на жильцов. Вот и спешат. А то, что это не по карману девяти десятым москвичей, что такая "жилищная реформа" преждевременна, чиновники не знают или не хотят знать. Мысль их проста и по-своему конструктивна: люди неграмотны и счастья своего не понимают, потому и не берут на себя ответственность за ветхое жилье. Организуем домкомы - дадим им немного прав, а под видом общественного контроля заставим для начала заниматься и содержанием, и эксплуатацией, и ремонтом, и благоустройством. Но мы-то собрались не за тем. Не о жилье спор, хотя там много своих болячек. Большинство руководителей комитетов ТОС так и не знают, легитимны ли ТОС в Москве и когда будут приняты законы о ТОС 126 московскими муниципалитетами. И еще: их возмутило не столько то, что на их территории создают домкомы с конкурирующими функциями, ликвидируя таким образом ТОС, сколько то, что домкомам предписывается "добровольная" слежка за гражданами и доносы на тех, кто что-то делает не так. Председателей фактически покупают, снижая им квартплату вдвое. Уже идет речь о красных удостоверениях для них. Вы слышали, как кричали из зала: "Из нас снова делают Швондеров! " Вот что нас беспокоит и почему общественная экспертиза постановления о домкомах отрицательна.

Собравшиеся объяснили г-ну Акимкину, что положение и примерный устав домкомов слишком усердно навязываются местной властью. Выступавшие даже называли факты возникновения каких-то коммерческих структур, взявшихся печь домкомы за вознаграждение... Так теперь, значит, вперед, домкомы? При этом напрочь отметаются существующие структуры самоорганизации, выбранные ранее жителями, игнорируются комитеты ТОС. А то, что один процент объединившихся жителей от 10 миллионов населения Москвы - это десятки тысяч активистов, золотой фонд гражданского общества, социальный капитал, который накапливается в других странах столетиями, - статистический пустяк? Но, к его чести, Виталий Васильевич повел себя достойно: во-первых, откровенно признался, что не предвидел таких конфликтов; во-вторых, внял общественной экспертизе подготовленного им законодательного документа и обещал немедленно внести в него поправки.

Он объяснил, что недавний круглый стол", проведенный с представителями домкомов "Московской средой" (N 47 (105), 22-28 декабря 2004), не выявил противоречий, о которых шла речь на нынешнем круглом столе. Что и понятно: там не было представителей ТОС. Хотя профессор Высшей школы экономики Елена Шомина тоже говорила о необходимости взаимосвязи и координации не только между комитетами ТОС и домкомами, но и между другими общественными организациями, действующими на территории.

Так что общественная экспертиза в виде круглых столов, возможно, даст положительные результаты...



Опубликовал classic 12 апреля 2009, 20:01:51· 3 Комментариев · 8628 Прочтений · Для печати
 
Комментарии
Гость
сайта
Горяев Виктор Григорьевич 21 февраля 2013, 19:13:14
ТОСы это такое недорозумение от которого только вред в развитии демократии. Перед вами выступал представитель ТОС "Лихоборы" - юридическое лицо, зарегистрированное в Муниципалитете в нарушение Федерального закона "О регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". Партии Единая Россия нужны общественные организации, а народу нужна открытость и правда. Одним словом воруют....
Гость
сайта
Фалков Петр Михайлович 24 февраля 2013, 16:08:10
Жилищным Кодексом не предусмотрены ни ДОМКОМЫ ни Старшие по домам. Вопросы содержания МКД и придомовой территории в компетенции исключительно собственников МКД, как в лице ТСЖ, ЖСК или Совета Дома.
И нет смысла плодить противоречия только разъединяя и возбуждая людей глупыми чиновничьими инициативами.
Все ТОСы и Домкомы создаются килейным решением бюрократического аппарата чиновников, не представляют волеизъявления большинства жителей и потому не могут быть зачатком ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА.
Существующие ТОСы созданы на территории районов с многотысячным населением без проведения собраний или конференций (которым должны бы были предшествовать собрания жителей по выбору представителей), ТОСы не отчитываются перед жителями, многие председатели ТОС узурпировали свои должности и даже передают их по наследству своим родственникам как КОРПЕНКО из САО, пользуются тем что ТОС - юридическое лицо. Какое же здесь ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО ? Это общество отдельных граждан.
131 Закон об общественном самоуправлении и соответствующий Закон Москвы позволяют создавать ТОС в отдельном доме и даже подъезде. Вот отсюда и надо плясать.
Если на совместном ОБЩЕМ СОБРАНИИ СОБСТВЕННИКОВ МКД с их семьями и нанимателями создать ТОС с выбором в руководящие органы этого ТОСа Председателя Совета Дома (или ТСЖ) и членов Совета, то это и будет первичная ячейка действующего ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА на территории. Только это позволит собирать конференцию для организации Совета ТОСов в районе для решения любых вопросов с опорой на жителей и в исключительно их интересах.
Гость
сайта
Сватковская Светлана Александр 10 февраля 2014, 07:45:36
В Котласском районе, Архангельской области., пос., Шипицыне решение о создании ТОС 5.02.2014г. принято ОЧЕНЬ быстро. Из всех собравшихся, а это человек 14, всё о ТОС (с её слов) знала зам. главы администрации МО, она же и проводила собрание, она же, но чуть позже выбрана председателем ТОС ( не проживает на тер-рии создающегося ТОС). Ключевые фразы: "От Вас ничего не требуется", "Вы ни за что не будете платить", "Вам нужно только проголосовать ЗА и деньги тут же выделят на ...всё, решили итог голосования! Мы, а нас было всего 2 человека, против создания такого ТОС. Многие жители не знали о предстоящем собрании. Те же кто пришёл, ещё меньше знали о "правах и обязанностях" ТОС.
 
Добавить комментарий
Ваше имя: *
Проверочный код: a141b *



smiley smiley smiley smiley smiley smiley smiley smiley smiley
Запретить смайлики в комментариях

 
Консультации
Логин
Имя

Пароль



Вы не зарегистрированны?
Нажмите здесь для регистрации.

Забыли пароль?
Запросите новый здесь.
Сейчас на сайте
Сейчас на сайте: 5
Гостей: 5
На сайте нет зарегистрированных пользователей

Зарегистрировано: 10,516
Случайная фотография
И. К. Айвазовский. Сошествие Ноя с Арарата
И. К. Айвазовский. Сошествие Ноя с Арарата
Картины русских художников
Из личного альбома
Гостиницы Измайлово
Гостиницы Измайлово
Интересное

Виртуальный город решений реальных проблем многоквартирных домов - НОВОЕ ЖКХ РУ

Наш адрес в Интернете: WWW.NOVOEGKH.RU E-mail: novoegkh@mail.ru

135,586,599 уникальных посетителей