Личная информация
  Регистрация    Забыли пароль?
Имя   Пароль  запомнить
  
 
Разное:
 
Просмотр темы

Форумы > ЖКХ на радио СТОЛИЦА-FM 99,6

Автор Тема: Выпуск 31.07.2014
A1
Администратор

A1



Администратор

Сообщений: 1513
Зарегистрирован: 24.03.2009
Статус: offline
^ наверх ^
Опубликовано 04 сентября 2014, 16:41:51
Ведущий Андрей Широков, председатель комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере жилищного и коммунального хозяйства:

Новый Жилищный кодекс: проблемы остались?

Выпуск 31.07.2014

ГОСТЬ ЭФИРА
ДМИТРИЙ ГОРДЕЕВ
Ведущий юрисконсульт фонда "Институт экономики города

Прослушать и посмотреть передачу можно здесь

Текст передачи - ниже.
Послать приватное сообщение
Автор Тема: RE: Выпуск 31.07.2014
A1
Администратор

A1



Администратор

Сообщений: 1513
Зарегистрирован: 24.03.2009
Статус: offline
^ наверх ^
Опубликовано 04 сентября 2014, 16:45:05
ШИРОКОВ: Начинаем. «Столица FM», 99,6, программа «Револьвер». Четверг – ведущий Андрей Широков. Гость сегодня – Дмитрий Павлович Гордеев, ведущий юрисконсульт фонда «Институт экономики города». Гость наш старый, который уже неоднократно был в студии. Правда, сегодня пришел и говорит: «Я тут в новой студии еще не был».

ГОРДЕЕВ: Ну, не совсем старый.

ШИРОКОВ: Ну, не совсем старый, да. Добрый вечер всем.

ГОРДЕЕВ: Добрый вечер.

ШИРОКОВ: В первую очередь, конечно, москвичам и жителям Подмосковья, потому что в основном мы работаем массово на этот регион.

Сегодня мы будем с вами говорить о тех поправках, которые приняли депутаты Госдумы перед уходом в отпуск на два месяца почти, на полтора месяца, поправках к Жилищному кодексу Российской Федерации. Правда, на сайте мы повесили «Новый Жилищный кодекс: проблемы остались?». Ну, правильно, наверное, сказать: новые поправки принятые, которые уже стали законом, в Жилищном кодексе, уже законом стали эти поправки, эти нормы. Но вместе с тем многие проблемы, которые были у нас в управлении многоквартирными домами, остались.

И первый вопрос, наверное, к гостю у меня такой простой: что у нас все-таки удалось принять депутатам Госдумы перед уходом в отпуск?

ГОРДЕЕВ: Ну, в Жилищный кодекс вносится достаточно много поправок.

ШИРОКОВ: Внеслось.

ГОРДЕЕВ: Да.

ШИРОКОВ: Вошло, появилось.


Дмитрий Гордеев
Дмитрий Гордеев
ГОРДЕЕВ: Наверное, не из сектора ЖКХ, а из сектора жилищной политики. Урегулирован новый институт – «некоммерческий наем». Это название можно брать в кавычки, потому что на самом деле сам договор называется не «некоммерческого найма» по аналогии, как мы привыкли говорить «договор коммерческого найма» или «договор социального найма», а договор называется «найма жилого помещения в жилищном фонде социального использования».
ШИРОКОВ: Все-таки от слова «некоммерческое жилье» ушли.

ГОРДЕЕВ: Ушли. И в этом не было какой-то глубокой мысли. Прогресс, на мой взгляд, что понятие «жилищный фонд социального использования», который раньше был только государственным и муниципальным – перешли уже к частному жилищному фонду социального использования. И это достаточно большой прогресс и, собственно говоря, это то, что написано в Конституции. Помните, положение, что…

ШИРОКОВ: 40-я статья.

ГОРДЕЕВ: …Малоимущим и иным категориям граждан жилые помещения предоставляются бесплатно или за доступную плату из государственного, муниципального и иных видов жилищного фонда. Вот как раз из частного жилищного фонда теперь может предоставляться жилье тем, кто…

ШИРОКОВ: У нас конституционная норма получила продолжение уже в жилищном законодательстве, связанная с коммерческим жильем, но где уже идет помощь государства малоимущим домохозяйствам.

ГОРДЕЕВ: Да.

ШИРОКОВ: Наверное, так. Это то, о чем мы очень много говорили и проводили даже передачи. Это то же самое субсидируемое арендное жилье, которое можно в этой схеме уже строить. И я знаю, что…

ГОРДЕЕВ: Да. Это те доходные дома, которые были у нас до революции, это те дома, которые…

ШИРОКОВ: Это если просто объяснять.

ГОРДЕЕВ: Да. Сплошь и рядом за границей люди живут по найму в домах, которые принадлежат одному собственнику. Ведь домов, которые, как у нас, например…

ШИРОКОВ: Ячеечная собственность.

ГОРДЕЕВ: …Многосубъектная собственность и кондоминиум – в Европе и в Америке не так уж много. Ну, какая-то доля есть, но в основном люди живут по найму у одного собственника. И если этот наймодатель содержит жилье плохо, там нет комфорта должного, люди просто-напросто расторгают договор и переезжают в другое жилье по найму, потому что очень большой спектр предложений.

ШИРОКОВ: Это уже рынок.

ГОРДЕЕВ: Да, это рынок.

ШИРОКОВ: И там у них четкие договорные отношения. И если домохозяйство попадает в некую социальную зону, в которой защищает уже государство, то, например, в Америке оно получает так называемый ваучер от муниципалитета, который как бы денежкой является для управляющей организации, собственника, который он уже в банке переводит в деньги – и получается общая коммерческая сумма оплаты за то жилье, которое ему предоставили. Это одна глобальная поправка в части жилищной политики. Дальше?

ГОРДЕЕВ: Наверное, вторую по значимости поправку я назову – введение лицензирования деятельности по управлению многоквартирными домами. Хорошо, что удалось отбить, что этот законопроект, закон уже сейчас, не распространяется на товарищества собственников жилья (ни однодомовые, ни многодомовые), а распространяется только на управляющие организации. Одновременно с введением…

ШИРОКОВ: Здесь именно сделаем ударение – только на управляющие организации.

ГОРДЕЕВ: Только на управляющие организации. И те подрядчики, которые у нас сегодня пока еще и до 1 мая 2015 года, когда будет введено лицензирование, работают в домах, в которых реализуется способ непосредственного управления многоквартирными домами – эти подрядчики не будут лицензироваться. Но зато сам способ непосредственного управления можно будет после 1 мая 2015 года реализовывать только в домах, количество квартир в которых не превышает 16.

ШИРОКОВ: А почему 16?

ГОРДЕЕВ: Это та же история, которая существовала во время закона «О товариществах собственников жилья», где было ограничение по четырем домохозяйствам. На самом деле какого-то четкого ответа нет. Можно было взять и 20, можно было взять и 10. Ну, просто есть…

ШИРОКОВ: Ну, хорошо, взяли 16.

ГОРДЕЕВ: Это небольшие дома, где коллективы собственников могут действительно непосредственно управлять.

ШИРОКОВ: Где все друг друга знают, все здороваются, все знают, какие проблемы есть в каждой семье, и в то же время общее имущество, общий дом для них – это практически семья.

ГОРДЕЕВ: Да. И таких домов достаточно много в России. Это, может быть, в Москве таких домов мало.

ШИРОКОВ: Ну, по России едешь – таких домов очень много.

ГОРДЕЕВ: Да, на окраинах.

ШИРОКОВ: Двух-трехэтажных домиков с одним иногда даже подъездом, иногда с двумя.

ГОРДЕЕВ: И иногда целые поселения создаются из таких домов.

ШИРОКОВ: Ну, лицензирование… Я так пониманию, все-таки довольно активно с этим законом общественность работала, потому что Минстрой и ЖКХ сделали такую небольшую хитрость: они доложили это Владимиру Владимировичу Путину – тот произнес, что лицензирование надо вводить.

И как общественность ни боролась против лицензирования (я имею в виду профессиональную, конечно, общественность, которая занимается управлением многоквартирными домами), какие письма ни подписывали мы в ТПП Российской Федерации, какие письма ни подписывал омбудсмен Титов (там хорошее такое большое письмо, какие заключения ни делал «Институт экономики города» ваш, в котором вы работаете, отрицательные по вопросам лицензирования), как мы ни доказывали, нам единственное, что удалось, уважаемые радиослушатели – это его почистить, в некоторых вопросах выхолостить, убрать оттуда лицензирование ТСЖ, наша идея были и такая.

ГОРДЕЕВ: Да, это была самая одиозная составляющая этого законопроекта.

ШИРОКОВ: Одиозная составляющая.

ГОРДЕЕВ: Между прочим, когда 8 июля (собственно говоря, совсем недавно) Игорь Шпектор, член Общественной палаты Российской Федерации, обратился…

ШИРОКОВ: Бывший мэр Магадана.

ГОРДЕЕВ: Воркуты.

ШИРОКОВ: Воркуты, прошу меня извинить.

ГОРДЕЕВ: Обратился к президенту с просьбой не подписывать законопроект – даже тогда, когда он был уже, собственно, рассмотрен и Советом Федерации.

ШИРОКОВ: Как говорится, на красном бланке уже был.

ГОРДЕЕВ: И президент сказал: «Давайте, все, я его уже подписываю. Но посмотрим на этот законопроект, на этот закон, как он будет работать. Если что, внесем в него коррективы». Даже у президента нет полной уверенности.

И, конечно, президент, будем так говорить, хоть он и большой человек, но он не может вникать во все нюансы. У него есть Правовое управление, у него есть много помощников, но нет полной уверенности, что этот институт будет работать. Просто у нас нет такой палочки-выручалочки или какого-то такого универсального инструмента, который помог бы навести порядок в сфере управления многоквартирными домами.

ШИРОКОВ: Просто, Дима, такое давление было мощное, и, видимо, президент все-таки к общественному мнению прислушивается помимо профессионального. Хотя и общественное мнение было профессиональное, нельзя сказать, что оно непрофессиональное.

ГОРДЕЕВ: Да. Но всего лишь навсего год или два назад достаточно большое количество чиновников, которые ратовали за лицензирование вот сейчас, они доказывали с пеной у рта, что обязательное саморегулирование решит все вопросы.

ШИРОКОВ: Дима, они чиновники. Опять же мы с вами говорим, что в декабре на совещании Владимир Владимирович сказал: «Лицензирование – это панацея от многих проблем с управляющими организациями». И понятно, Минстрой во главе с Менем, Минстрой и ЖКХ, если правильно называть министерство, с его заместителем (не будем его рекламировать, его и так уже все знают), они в конечном счете выстроили модель и довели до конца. И еще что интересно – они убрали у нас с вами из этого закона подрядные организации, потому что в первом тексте были «и все подрядные организации».

ГОРДЕЕВ: Были.

ШИРОКОВ: Помните, мы с вами говорили, когда вели передачу по поводу лицензирования, что у нас будут самые лицензированные и квалифицированные дворники в России, чем в других странах мира, потому что им тоже надо было сдавать квалификационный экзамен.

ГОРДЕЕВ: Между прочим, этот аргумент, что лицензировать деятельность по прикручиванию дверной ручки, которая оторвалась – вот он, наверное, и сработал, потому что против этого трудно что-то возразить.

ШИРОКОВ: И в конечном счете у нас осталось лицензирование только управления управляющими организациями.

ГОРДЕЕВ: Да, по договору управления.

ШИРОКОВ: Еще раз радиослушателям. Если ТСЖ само собой берется управлять и нанимает подрядные организации, никакого лицензирования не надо ни для кого.

ГОРДЕЕВ: Никакого лицензирования не будет.

ШИРОКОВ: Если непосредственно управление до 16, никакого лицензирования не будет.

ГОРДЕЕВ: Никакого лицензирования.

ШИРОКОВ: Если управляющая организация приходит управлять домом, то нужно лицензирование, да?

ГОРДЕЕВ: Да. И тогда, когда собственники выбирают способ управления управляющей организацией, и тогда, когда ТСЖ заключает договор управления – у такой управляющей организации должна быть лицензия.

ШИРОКОВ: Привлекая профессиональную управляющую организацию – у нее тоже должна быть лицензия.

ГОРДЕЕВ: Да.

ШИРОКОВ: Какой механизм лицензирования заложили в закон? Потому что его же тоже очень здорово так шерстили. Какой путь надо пройти управляющей организации (чтобы понимали наши слушатели)?

ГОРДЕЕВ: С 1 сентября этого года управляющие организации должны подать необходимый пакет документов для получения лицензии. Одним из лицензионных требований является наличие у руководителя, должностного лица управляющей организации квалификационного аттестата. Для того чтобы получить квалификационный аттестат… К сожалению, пока еще подзаконные акты не приняты, но в тех проектах…

ШИРОКОВ: Но уже проекты есть, их разослали уже.

ГОРДЕЕВ: Проекты есть, да. И требуется ни много ни мало – обязательная предлицензионная подготовка, 72 часа.

ШИРОКОВ: Надо профессионалов послушать.

ГОРДЕЕВ: В аккредитованном при Минстрое учебном заведении, это достаточно серьезно. На мой взгляд, они избыточны, потому что далеко не каждому руководителю требуется такое обучение.

ШИРОКОВ: И вместе с тем они уже заложены, надо выполнять. Значит, надо пройти квалификационный отбор.

ГОРДЕЕВ: Но это пока в проекте. Если это не пройдет, то тогда просто имеющий определенный багаж знаний и подготовившийся руководитель пойдет сдавать квалификационный экзамен.

ШИРОКОВ: Куда?

ГОРДЕЕВ: Квалификационный экзамен принимает государственная жилищная инспекция. Проходить он будет примерно так же, как сдаются экзамены по теории Правил дорожного движения, будет некая программа. Из 250 пока подготовленных вопросов каждому претенденту будет выставлено 80 вопросов, к каждому из вопросов будет четыре ответа, один из них правильный, а три неправильных.

ШИРОКОВ: В Интернете все будет висеть заранее, будем надеяться.

ГОРДЕЕВ: Ну, 250 все-таки вопросов изучить будет не так-то просто.

ШИРОКОВ: Почти экзамен.

ГОРДЕЕВ: Для того чтобы сдать, надо ответить правильно на 80% вопросов. 64 вопроса из 80 – должны быть правильные ответы.

ШИРОКОВ: Как права в ГАИ сдаешь, так же и здесь.

ГОРДЕЕВ: Да. И интересный момент. Я не совсем точно сказал, что будет принимать государственная жилищная инспекция. Есть квалификационная комиссия, в состав которой входит 30% общественности: это представители саморегулируемых организаций, общественных организаций независимых, которые как минимум будут присутствовать. И они вносят такой элемент публичности, который у нас ранее в нашем секторе присутствовал не так часто, отсутствовал, можно сказать. По крайней мере, это исключает возможность прямой покупки этого квалификационного аттестата.

ШИРОКОВ: Ну да, и какие-то такие коррупционные вещи будет убирать. Так, аттестат получает. Дальше? Значит, набор документов, получает аттестат руководитель.

ГОРДЕЕВ: Есть ограничение, что организация управляющая должна быть российским юрлицом, или это может быть индивидуальный предприниматель, который зарегистрирован в Российской Федерации. Не должно быть определенного уровня судимости неснятой. Если снятая судимость…

ШИРОКОВ: Это к чистоте уже кадровой.

ГОРДЕЕВ: Это лицензионные требования.

ШИРОКОВ: И лицензия работает на определенной территории.

ГОРДЕЕВ: Лицензия работает в масштабе одного субъекта федерации.

ШИРОКОВ: Она привязана к субъекту федерации.

ГОРДЕЕВ: Да. И наш институт в частности достаточно серьезно критиковал эту позицию. Почему? Потому что может быть ситуация, когда на практике на стыке нескольких субъектов федерации работает какая-то организация, и ей надо будет получать три лицензии.

ШИРОКОВ: Платить надо?

ГОРДЕЕВ: Да, пошлина составляет, если я не ошибаюсь, 30 тысяч. Лицензия выдается бессрочно, но квалификацию надо будет подтверждать раз в пять лет. Раньше было требование – раз в три года, где-то в проекте. Сейчас – раз в пять лет.

ШИРОКОВ: После того, как управляющие организации пройдут все это, получат лицензии, они должны до 1 мая все это свершить, потому что после 1 мая, я так понимаю, без лицензии уже нельзя будет работать.

ГОРДЕЕВ: После 1 мая работать без лицензии нельзя.

ШИРОКОВ: 2015 года.

ГОРДЕЕВ: Да, 2015 года. Но если какая-то организация не получит лицензию до 1 апреля, то уже идет процесс оповещения собственников об этом, муниципалитеты местные, органы местного самоуправления должны организовать общее собрание. Если это общее собрание не пройдет в течение двух недель, 15 дней апреля месяца, тогда оставшаяся до мая вторая половина месяца, две недели – муниципалитет обязан провести открытый конкурс.

И в течение этих 15 дней надо не просто провести конкурс, а надо выбрать победителя, и чтобы этот победитель успел заключить договор управления. Потому что новая управляющая организация, которая приходит вместо той, которая по какой-то причине не получила лицензию или не хочет, или не смогла, отказали ей…

ШИРОКОВ: Управляющая организация лицензию получила, она выбрана собственниками, она работает, или ее наняло ТСЖ как профессионального управляющего – это как бы процесс нахождения в рынке, уже конкретная работа. Теперь жилищная инспекция начинает это дело все контролировать, потому что лицензия – это же контроль государственный по-хорошему за деятельностью управляющей организации.

И я даже на одном совещании в Московской области сказал так: «А знаете, кто вас подставил, управляющие организации, под лицензии?» Ведь Владимир Владимирович Путин правильно отреагировал: жалобы идут, управляющие организации на жалобы реагируют плохо, неважно кого, собственника или жителей.

Хотя тут можно еще дискутировать, нужно ли нам реагировать на жалобу жителей, они не являются договорной стороной отношений между собственником и управляющей организацией. Между жителем и управляющей организацией никаких договорных отношений нет на содержание общего имущества, он не принимает участия в установке цены содержания квадратного метра многоквартирным домом, требований никаких. У него требования могут быть только к своему собственнику, который его пустил жить на данную площадь.

Я так и сказал на одном из совещаний, я говорю: «Вас подставил в первую очередь ваш же собственник, который вас выбрал, но начал везде жаловаться».

ГОРДЕЕВ: Тут есть очень интересный момент. Достаточно часто приходится слышать и от чиновников в обосновании каких-то законопроектов, и от экспертов то, что у нас собственники неинициативные, безразличные, пассивные и так далее. Но что делает это лицензирование? Оно фактически закрепляет ситуацию, когда собственники не стимулированы принимать решения на общих собраниях, а одиночки какие-то фактически подталкиваются писать жалобы.

ШИРОКОВ: Особенно весной и осенью.

ГОРДЕЕВ: Да. И приходит жилинспекция, как часто бывает.

ШИРОКОВ: Реагирует на все.

ГОРДЕЕВ: Выявляет недостаток какой-то, каких у нас очень много в домах, и дает предписание управляющей организации. И у управляющей организации очень непростая ситуация, например: не установлена адекватная какая-то достойная соразмерная плата за содержание и ремонт, недостаток есть.

Вина управляющей организации в том, что есть этот недостаток, далеко не всегда есть. Почему? Потому что могла управляющая организация предлагать этот недостаток устранить и вписать определенные работы, и попросить за это заплатить деньги, а собственники могли сказать: «Мы не будем этого делать».

Недостаток есть – жилинспекция дает предписание, и собственники потирают руки: «Зачем нам приходить на собрания, если достаточно написать жалобу?» С такой ситуацией, конечно, государству надо бороться.

Глобальная задача наведения порядка в сфере управления многоквартирными домами, на мой взгляд, не может быть решена путем усиления административного контроля: не хватит чиновников, какая-то часть чиновников все-таки будет подвержена коррупции.

ШИРОКОВ: Не хватит ручного управления просто.

ГОРДЕЕВ: Физически проверить все дома в текущем режиме, как выполняются работы каждый день в каждом доме каждой управляющей организацией – это просто невозможно.

К чему я это говорю? Все-таки, на мой взгляд, государство должно принимать меры, которые стимулируют собственников принимать самостоятельные решения и контролировать свою управляющую организацию. Кроме как коллектива собственников помещений в доме навести порядок в доме реально никто не может.

ШИРОКОВ: Дмитрий, а не кажется вам, что по-хорошему надо немножечко сегодня это поправить (наверное, мягкое слово я скажу), ввести какие-то новые нормы в закон «О рассмотрении обращений граждан Российской Федерации» и эту жилищную тему вывести немножко отдельно, отдав это только на право собственника – каким-то образом обращаться в публичные инстанции в плане отношений с управляющей организацией?

ГОРДЕЕВ: Непростой вопрос. Я бы, например, не шел по пути запрета членам семьи собственника, членам семьи нанимателя, самим нанимателям, хотя они не титульные собственники.

ШИРОКОВ: Наниматель – это когда у нас публичная власть владеет собственностью.

ГОРДЕЕВ: И частный наем.

ШИРОКОВ: Частный наем. Но частный наем – там договорные отношения, там рынок: не нравится – я ушел в другой наем.

ГОРДЕЕВ: Да. Но, в принципе, понятно, что социальный наем – это достаточно интересный институт, он бессрочный, и ты просто так не поменяешь квартиру по договору соцнайма.

ШИРОКОВ: Там дарение аккуратно идет от государства, но привязка к местности и к квартире.

ГОРДЕЕВ: Есть понятие «потребитель». Понятно, что у нанимателя отношения с наймодателем, но этот наниматель и члены его семьи ходят по подъезду, они могут увидеть там, извините, шприцы от наркотиков, какие-то экскременты от животных, все что угодно, ободранные стены – им тоже может это не нравиться.

ШИРОКОВ: Но все равно вместе с тем мы с вами же понимаем, даже при лицензировании управляющих организаций, где государство уже говорит: «Я на рынок выпустило качественные структуры, они отвечают определенным требованиям», – все равно основой является договор между собственником и управляющей организацией, в котором должно быть заложено все основное.

ГОРДЕЕВ: Ну, собственно говоря, то, что проходит, например, квалификационный экзамен руководитель, должностное лицо управляющей организации, совсем не гарантирует, что законодательство будет выполняться. Можно знать, но не выполнять. И наоборот, есть люди, которые не читают законы, но у них правосознание такое, что они как бы понимают нравственную основу норм правовых и действуют правильно. Ведь «право», «правильно» – это все слова одного корня.

Но если говорить в отношении того, как поступить с собственниками, запрещать или не запрещать жалобы, я бы все-таки…

ШИРОКОВ: Собственник пожаловался. Я говорю о жителях.

ГОРДЕЕВ: Любые жители.

ШИРОКОВ: Но мы уходим на рекламу.

ГОРДЕЕВ: Хорошо.

Читать полностью: http://finam.fm/archive-view/10741/
Послать приватное сообщение
Перейти на форум:
 
Версия для печати


 
Виртуальный город решений реальных проблем многоквартирных домов - НОВОЕ ЖКХ РУ

Наш адрес в Интернете: WWW.NOVOEGKH.RU E-mail: novoegkh@mail.ru