Личная информация
  Регистрация    Забыли пароль?
Имя   Пароль  запомнить
  
 
Разное:
 
Просмотр темы

Форумы > ЖКХ на радио СТОЛИЦА-FM 99,6

Автор Тема: Выпуск 16.09.2013
A1
Администратор

A1



Администратор

Сообщений: 1513
Зарегистрирован: 24.03.2009
Статус: offline
^ наверх ^
Опубликовано 26 августа 2014, 18:37:52
О социальных нормативах в сфере ЖКУ.

АНДРЕЙ ШИРОКОВ
Председатель комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере жилищного и коммунального хозяйства

ОЛЬГА САВЕЛЬЕВА
Исполнительный директор Института экономики жилищно-коммунального хозяйства

КОНСТАНТИН КРОХИН
Председатель Союза жилищных организаций г. Москвы

ДМИТРИЙ ГОРДЕЕВ
Ведущий юрисконсульт фонда "Институт экономики города"

Прослушать и посмотреть передачу можно здесь

Текст передачи - ниже.
Послать приватное сообщение
Автор Тема: RE: Выпуск 16.09.2013
A1
Администратор

A1



Администратор

Сообщений: 1513
Зарегистрирован: 24.03.2009
Статус: offline
^ наверх ^
Опубликовано 26 августа 2014, 18:45:47
ШИРОКОВ: Начинаем программу «Револьвер» на канале «Финам FM». Сегодня программа будет посвящена социальным нормам потребления электричества и вообще социальным нормам, которые планируется вводить в России на потребление жилищно-коммунальных услуг. Тема вызывает очень активный спрос на обсуждение в средствах массовых информации, и сегодня мы тоже эту передачу посвящаем вопросам социального норматива.

Как доложил господин Козак, вице-премьер Правительства Российской Федерации, на одном из совещаний у премьера Дмитрия Медведева, он доложил, что в 2014 году будут введены нормативы на электроэнергию на всей территории Российской Федерации. Сейчас введены будут эти нормативы только в семи регионах, где будет проводиться эксперимент по потреблению электроэнергии по социальным нормам. А с 2015 года на всей территории России даже планируется уже вводить социальные нормы на потребление воды, я так понимаю, холодной и горячей.

Сегодня мы будем обсуждать эту тему вместе с гостями студии. Я их представлю: Ольга Савельева, исполнительный директор Института экономики жилищно-коммунального хозяйства.

САВЕЛЬЕВА: Добрый день.

ШИРОКОВ: Константин Крохин, председатель Союза жилищных организаций города Москвы, председатель ТСЖ. Это как бы то, что он на практике все будет ощущать с этими социальными нормами. Добрый день.

КРОХИН: Добрый день.

ШИРОКОВ: И к нам еще подойдет (видимо, в связи с пробками в Москве чуть-чуть запаздывает) Дмитрий Гордеев, ведущий юрисконсульт «Института экономики города».
Первый вопрос у меня к Ольге. Ольга, скажите мне, пожалуйста…

Вот и Дмитрий Гордеев подоспел. Присаживайтесь к нам, как говорится, вместе начинать работать.

Ольга, скажите, пожалуйста, в связи с чем вызвано вообще введение социальных норм в России?

САВЕЛЬЕВА: Введение социальных норм в России позиционируют разработчики, как: первая цель – это экономия, это энергосбережение ресурсов, которые, в общем, невозобновляемые у нас в стране; и во-вторых, введение в электроэнергетике этой нормы – это уход от перекрестного субсидирования, когда у нас промышленный потребитель платит намного больше, чем потребители категории, как население.

ШИРОКОВ: Ставится задача переложить вот эту перекрестку на население? То, что сегодня тратит у нас с вами промышленность на оплату энергетики, эти средства как бы снять с населения?

САВЕЛЬЕВА: Как мы знаем, все-таки населению тарифы устанавливаются не на уровне экономически обоснованном, который должен был бы быть, при тех обоснованных затратах, которые несет ресурсоснабжающая организация. В связи с этим на потребителях коммерческих выравниваются тем самым затраты для ресурсоснабжающих организаций. И вы правы, здесь немножко у нас есть перекос: недофинансирование одних и финансирование за счет других.

ШИРОКОВ: Скажите, пожалуйста, а на сегодняшний день мы знаем (я знаю), что эксперименты уже по социальным нормативам на электроэнергию проводились в нескольких субъектах Российской Федерации.


Ольга Савельева
Ольга Савельева
САВЕЛЬЕВА: Да, в некоторых субъектах с 2006 года уже велись эксперименты по введению социальной нормы.
ШИРОКОВ: И какие результаты?

САВЕЛЬЕВА: Вы знаете, результаты таковы, что на сегодняшний день, например, во Владимирской области 50 киловатт-часов введены социальные нормы. В Нижегородской области установлена тоже 50 киловатт-часов социальная норма. А в Красноярском крае – 65 киловатт-часов социальная норма на человека в месяц.

В этих семи пилотных регионах она абсолютно разная. Больше всех повезло, как вы знаете прекрасно, Орловской области, где 150 киловатт-часов на человека в месяц введена социальная норма по электроэнергетике. И в среднем по России почему-то усредняется и принимается 70 киловатт-часов.

Хотя, в общем, здесь я не согласна с этим утверждением. В каждом регионе нужно устанавливать свою норму, в зависимости от климатических условий, в зависимости от тех приборов, которые имеются в потреблении, которые имеются в каждом доме. Опять-таки от тех общедомовых приборов учета, которые… Приборов, вернее (простите), которые установлены в доме, от уровня энергоемкости тех или иных приборов внутри всего дома. На которые повлиять потребитель, к сожалению, в настоящий момент не может.

ШИРОКОВ: А скажите, пожалуйста, как-то были подведены итоги этого эксперимента в тех субъектах Российской Федерации, где уже они шли полным ходом, это потребление 50-60-70-ти? Какой итог-то?

САВЕЛЬЕВА: На сегодняшний день есть разработанные методические указания по формированию социальной нормы, по расчету этой социальной нормы, но итогом является просто установление этих цифр, которые я уже озвучила, в этих областях. Но опять-таки есть определенное недовольство граждан в этих регионах.

ШИРОКОВ: Не умещаются.


Дмитрий Гордеев
Дмитрий Гордеев
САВЕЛЬЕВА: Да. И есть определенные вопросы к социальной норме, опять-таки в методических расчетах есть определенные тоже вопросы к ним. Например, такие, как общедомовые нужды, невведение социальной нормы на общедомовые нужды, включение ее в общую социальную норму для каждого потребителя, расчет ее по жилым помещениям исключительно.
И выборка. Вызывает вопрос репрезентативность выборки, которая представляет по 10 тысячам человек в достаточно больших регионах. Хотя мы прекрасно знаем об уровне обеспечения разных категорий потребителей, так будем даже говорить, разными товарами народного потребления, которые могут иметь большой класс энергоемкости, и позволить себе их приобрести и потреблять меньше, и наоборот-таки – иметь более устаревшие модели и потреблять значительно больше электроэнергии, и не умещаться в эту норму.

ШИРОКОВ: Дмитрий, какими нормативными актами будет регулироваться данный институт, институт социального нормирования потребления энергоресурсов? И с какими проблемами вообще столкнутся организации, управляющие многоквартирными домами?

ГОРДЕЕВ: Для проведения эксперимента принято специальное постановление Правительства. Вообще слово «эксперимент» у нас в Российской Федерации…

ШИРОКОВ: Почти ругательное слово стало.

ГОРДЕЕВ: Да.

ШИРОКОВ: Реформа, эксперимент. Все уже боятся, если на его территории эксперимент, к чему-то плохому может привести.

ГОРДЕЕВ: А содержательное – это, собственно говоря, разрешение отступить от действующего регулирования. Я не знаю, например, как будут управляющие организации применять формулы, если, строго говоря, в правилах предоставления коммунальных услуг, действующих сегодня, социальная норма вообще не учитывается. Если строго говорить, как юристу. Никто не может додумать те формулы, которые содержатся в 354-м постановлении, которое подписал Владимир Владимирович Путин. Никто. Изменить…

ШИРОКОВ: Ну, там 344-е его еще чуть-чуть подправило, 354-е постановление.


Константин Крохин
Константин Крохин
ГОРДЕЕВ: Да, но, тем не менее, это все-таки поправки в правила предоставления коммунальных услуг. И модифицировать эти формулы может только Правительство. Если бы параллельно с принятием постановления о проведении эксперимента были бы изменены правила предоставления коммунальных услуг, я бы понял.
А сейчас, например, даже в тех регионах, в которых проводится эксперимент, есть какие-то принципиальные граждане, которые скажут: «Есть в Жилищном кодексе 157-я статья, которая говорит, что оплата коммунальных услуг осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации». А это – правила предоставления коммунальных слуг.

ШИРОКОВ: У нас по Жилищному кодексу Российской Федерации ведь оплата жилищно-коммунальных услуг должна от собственника поступать в управляющую организацию. А уже управляющая организация дальше, покупая соответствующий коммунальный ресурс, должна предоставлять коммунальные услуги. Ведь такая схема, правильно?

ГОРДЕЕВ: Совершенно верно.

ШИРОКОВ: А у нас, таким образом, это все нарушается. Ведь если мы вводим с вами социальные нормы, мы должны понимать, что ресурсник напрямую начинает работать с собственником, минуя управляющую организацию.

ГОРДЕЕВ: В Жилищном кодексе есть прямые нормы. При всех трех способах управления расписано, кто кому должен платить. Платить напрямую ресурсоснабжающей организации, в основном, можно при непосредственном управлении многоквартирным домом. Вносить плату за коммунальные услуги (при способах управления ТСЖ и управляющей организацией) ресурсоснабжающей организации можно только после того, как принято соответствующее решение на общем собрании собственников помещения. Это норма закона. Правительство Российской Федерации эту норму изменить не может.

ШИРОКОВ: Да, это закон.

ГОРДЕЕВ: Да. Потому что Правительству не дано права отменять нормы федеральных законов. Подзаконный акт должен соответствовать закону.

И есть еще, например, один пример несуразного регулирования этого эксперимента. Совсем недавно принято решение о том, что потребители не должны ежемесячно сообщать исполнителю коммунальных услуг об объемах индивидуального потребления. Понятно, что сейчас есть две составляющие платежа: индивидуальная и общедомовое потребление. Буквально до июня была норма, в соответствии с которой каждый месяц оплачиваем до 26-го числа, если я не ошибаюсь.

ШИРОКОВ: Если у вас стоят приборы учета в квартире.

ГОРДЕЕВ: Да, если есть приборы учета, я обязан позвонить (или сообщить по электронной почте, как угодно), сообщить исполнителю, сколько я потребил в своей квартире. И, соответственно, собрав все эти данные, исполнитель коммунальных услуг должен был сделать расчет.

Эта норма отменена, сейчас у потребителей нет такой обязанности, у них есть право сообщать показания приборов учета. А вместо обязанности, которая была раньше у потребителей, сейчас установили обязанность для исполнителя: раз в полгода прийти и проверить показания прибора учета, а в течение этих полугода использовать среднемесячные показания.

ШИРОКОВ: Для начисления.

ГОРДЕЕВ: Для начисления.

ШИРОКОВ: За жилищно-коммунальные услуги.

ГОРДЕЕВ: Гипотеза такая, что приблизительно равномерно.

ШИРОКОВ: Не надо бегать взад-вперед.

ГОРДЕЕВ: Да. Равномерное потребление. Как это соответствует эксперименту? Сейчас все собственники упрутся и скажут: «Мы не будем сообщать». И что тогда? Соцнорму надо будет применять раз в полгода?

ШИРОКОВ: Да. Уважаемые радиослушатели, я всех приглашаю к разговору на эту актуальную тему социальных норм, потому что хотим мы или не хотим, они затронут всех россиян. Потому что перспектива – вводить по всей России социальные нормы. Телефон в студии – 65-10-996 (код Москвы – 495), звоните нам, давайте обсуждать эту тему.

У меня вопрос к Константину Крохину. Скажите, пожалуйста, как вы думаете, почему Правительство Российской Федерации социальные нормы стало в первую очередь вводить в потребление электроэнергии, а не воды холодной, горячей и других видов коммунальной энергетики?

КРОХИН: Во-первых, у нас практически стопроцентная обеспеченность приборами учета, счетчиками, еще с советских времен. Второе, вопреки Жилищному кодексу, именно энергоснабжающие, энергосбытовые организации имеют прямой доступ к потребителю, минуя управляющие компании, минуя общедомовые сети и не платя за это.

ШИРОКОВ: Так исторически сложилось.

КРОХИН: Исторически сложилось, да.

ШИРОКОВ: Хоть и регулирует закон у нас все совершенно по-другому, мы живем, как привыкли.

КРОХИН: Да, как это было раньше. И, на мой взгляд (еще личное такое ощущение), на сегодняшний день электросбытовые, энергосбытовые организации лучше организованы и обладают гораздо более мощным лоббистским потенциалом, чем, скажем, водоснабжающие компании, водоканалы и так далее.

ШИРОКОВ: А скажите, пожалуйста, вот с вашей точки зрения вообще основная цель-то в чем вводить социальные нормы? Больше денег все-таки с населения взять? И при этом мы сегодня говорим, что мы ограничиваем рост тарифов энергетических монополий. Или все-таки каким-то образом мы на сегодняшний день хотим помогать населению, чтобы оно училось экономить и было социально защищено? Вот в чем основная цель, с вашей точки зрения?

КРОХИН: Я полагаю, что все вопросы о заботе о населении немножко от лукавого, потому что, скажем так: вы не создавайте ему проблем и тогда не надо будет его социально защищать. На мой взгляд, об этом говорилось давно и об этом говорят энергомонополии, что им сложно развиваться, им сложно инвестировать в отсутствие роста тарифов. Рост тарифов – политический вопрос, и по нему есть решение, что они расти не должны. Но необходимо увеличить поступления в энергомонополии, иначе не будет инвестиций, модернизации и прочего. Я полагаю, что это такая завуалированная, закамуфлированная, усложненная схема повышения платы, но не через тариф, а через схему расчета.

ШИРОКОВ: У нас на первой линии с вами есть телефонный звонок от Михаила. Давайте попробуем ответить на его вопрос, а потом уйдем, видимо, на рекламу. Пожалуйста.

СЛУШАТЕЛЬ: Добрый вечер.

ШИРОКОВ: Добрый вечер, Михаил.

СЛУШАТЕЛЬ: Такой вот вопросик у меня. Все, конечно, чудесно, но я бы хотел всех этих людей, которые разрабатывают нормы, спустить на землю. У нас ситуация такая: мы живем в собственном доме, нас признали недавно городом, у нас есть адрес, но помимо электричества у нас нет больше никаких коммуникаций. Практически в доме все, что есть, работает от электричества, начиная от насоса и заканчивая самой последней лампочкой. Вот каким образом введение этих норм отразится на нас? Потому что сейчас мы платим по бешеному тарифу.

ШИРОКОВ: Сколько вы сейчас потребляете электроэнергии в месяц?

СЛУШАТЕЛЬ: Мне сейчас сложно сказать, но вот если в натуральном выражении, в денежном, получается где-то порядка от 7 до 10 тысяч в месяц. Зимой, естественно, больше, потому что у нас уходит огромная масса энергии на обогрев замкнутой циркуляционной системы. Естественно, она не постоянно топится, а поддерживает просто температуру. Летом соответственно меньше, потому что работают только лампочки.

ШИРОКОВ: Понятно. Ольга, как мы с вами ответим на этот вопрос? Куда это попадает? Это у нас получается частный сектор в данном случае?

САВЕЛЬЕВА: Вы знаете, Приморский край тоже вышел из состава пилотных проектов в связи с этой же проблемой. Потому что нет благоустроенных жилых помещений, в основном казарменный жилищный фонд, и такого военного типа городки, в которых не присутствует благоустройство. Соответственно, здесь…

ШИРОКОВ: Потребляется какой-то один ресурс.

САВЕЛЬЕВА: … Потребляется только один ресурс, которым обогревается и обеспечивается…

ШИРОКОВ: Все жизнеобеспечение идет от этого ресурса.

САВЕЛЬЕВА: Да. И вот здесь как раз стоит вопрос – насколько социальная норма обеспечит комфортные условия проживания? Насколько она рассчитана верно в том или ином регионе? Совершенно справедливый вопрос, на который, я думаю, все-таки в рамках пилотного проекта или в дальнейшем должны будут ответить субъекты, которые будут устанавливать эту социальную норму для каждого конкретного муниципального образования.

ШИРОКОВ: Спасибо. Пожалуйста, давайте добавим и будем уходить с вами на рекламный перерыв.

КРОХИН: Я вот хочу просто привести пример, чтобы человек понял, что его ждет. Вот соотношение тарифов на оплату электрической энергии в пределах соцнормы и за пределами соцнормы. Нижегородская область: в пределах соцнормы – 2,72, вне пределов – 4,84. Почти в два раза. Другой пример, например, Ростовская область. Здесь разница маленькая: 3,50 и 3,89. А в Красноярском крае 1,83 в пределах соцнормы и 2,97. Тоже почти в два раза. Если сейчас у человека около 7000, я думаю, что уж как минимум, на 70% оплата увеличится.

ШИРОКОВ: Хотя на сегодняшний день нормативные документы показывают, что рост второй половины должен быть на 30%, да?

САВЕЛЬЕВА: Не более 30%.

ШИРОКОВ: Или 70% населения должно вписываться в социальные нормы, только после этого как бы идет рассмотрение, каким образом вообще выстраивать всю эту систему в регионе соответствующем. Потому что каждый регион у нас в стране, соответственно документам, которые принимаются, индивидуален. Уважаемые радиослушатели, уходим на короткую рекламу, потом продолжим разговор.

ШИРОКОВ: Продолжаем передачу «Револьвер». Я – Андрей Широков, ведущий передачи сегодня. В гостях, напоминаю, Дмитрий Гордеев, ведущий юрисконсульт фонда «Институт экономики города»; Ольга Савельева, исполнительный директор Института экономики жилищно-коммунального хозяйства; и Константин Крохин, председатель Союза жилищных организаций города Москвы и по совместительству председатель ТСЖ собственного дома, в котором он живет.

Продолжаем разговор, опять я обращаюсь к радиослушателям: звоните, обсуждайте. Тема на самом деле актуальная, она обсуждается, по-моему, во всех средствах массовой информации, в том числе и сегодня «Финам FM». Телефон в студии – 65-10-996.

Дмитрий, к вам вопрос. Давайте все-таки радиослушателям напомним, каким образом вообще будет работать социальный норматив, одна часть оплаты, и каким образом будет работать вторая часть, которая выпадает за социальный норматив.

ГОРДЕЕВ: Есть какой-то объективный экономически обоснованный тариф на 1 киловатт-час электрической энергии. Но для того чтобы оплачивать электрическую энергию в пределах социальной нормы, будет устанавливаться некий заниженный тариф. Вся доля электрической энергии, которая будет потребляться сверх этого социального норматива, будет оплачиваться по завышенному тарифу. Такая идея.

И при этом, конечно, норматив должен быть обоснованным, чтобы большая часть населения, 70%…

ШИРОКОВ: Не менее 70%.

ГОРДЕЕВ: …Уложились в соцнорму, его должно хватить. На мой взгляд, конечно, эта соцнорма сейчас занижена, 50 киловатт-часов на одного человека – это очень мало, и по сравнению с мировым опытом. Везде в мире идет рост потребления электрической энергии.

Очевидно, у нас людей будут стимулировать к тому, чтобы они просто-напросто не пользовались благами цивилизации. Вот я сегодня посмотрел (по Первому каналу показывали), как пенсионеры рассказывают о применении социальной нормы в Нижегородской области. Вот пенсионного возраста женщина рассказывает: «Я, – говорит, – стираю машинкой стиральной достаточно редко, а в большинстве случаев я стираю в тазике». Вот к чему мы стимулируем людей? Чтобы они возвращались…

ШИРОКОВ: В XVIII век.

ГОРДЕЕВ: …В какое-то прошлое? Тогда, когда не было вот этих благ цивилизации?

ШИРОКОВ: У нас есть вопрос на второй линии. Марина, пожалуйста, мы слушаем вас.

СЛУШАТЕЛЬ: Добрый вечер.

ШИРОКОВ: Добрый вечер.

СЛУШАТЕЛЬ: Просто я не могу понять с этим расчетом. Я многодетная мама, прописаны мы в Реутове, регистрация постоянная в квартире. Проживаем мы в 40 километрах от МКАДа в частном доме. У нас электрическая плита, у нас свет, у нас машинки, у меня получается в месяц 1500-2000 киловатт. Это я буду оплачивать по 5 рублей за киловатт, как многодетная мама? И мне льготу здесь не дают. И у меня еще дом в ипотеке.

ШИРОКОВ: Дмитрий, видите, сколько у нас проблем появляется с введением социальных нормативов. Ведь на самом деле многодетные семьи, люди, которые в большом объеме (в том числе и для домашней работы) используют электроэнергию… Например, офис в доме, из дома ведется работа – таких очень много людей сегодня, надомных.

На сегодняшний день у многих людей помимо того, что может быть много членов семьи, довольно прилично оборудованы квартиры современной техникой. В норматив просто никак не впишешься. И на самом деле вы совершенно правильно сказали: куда нас относят, на какую обочину цивилизации?

И что мы будем делать? Как мы будем с вами на сегодняшний день отстаивать, все-таки стараться отстаивать интересы этих людей, которые не будут вписываться в нормативы?

ГОРДЕЕВ: Я бы в первую очередь напомнил, что все-таки Российская Федерация в соответствии с Конституцией – это социальное государство. И это обязывает государство очень бережно относиться к незащищенным категориям граждан. Потенциальная возможность есть, конечно, установить социальную норму дифференцированно, и для такой категории, как многодетные семьи.

ШИРОКОВ: Насколько я помню (извините, Дмитрий, что я вас перебиваю), там же так: на одного члена семьи, допустим, 50, на второго – на 20 или 30 киловатт больше, и так далее. До семи человек расчеты ведутся. Потом, считается, уже никакой добавки не должно быть, потому что этого как бы хватает.

ГОРДЕЕВ: Есть разная практика. Иногда получается так, что, например, после того, как количество членов семьи перешагивает через определенный порог, никаких уже…

ШИРОКОВ: Добавок не надо.

ГОРДЕЕВ: Практически нет. Это, конечно, неправильно. В Нижегородской области, я знаю, что установили, например, коэффициент 1,5 для пенсионеров и льготников. Это, в принципе, правильный подход. Потому что, конечно, у этих людей, поскольку состояние здоровья уже не очень хорошее, у них совершенно другие потребности.

ШИРОКОВ: Как бы пошла адресная помощь.

ГОРДЕЕВ: Да.

ШИРОКОВ: Через увеличение нормы.

ГОРДЕЕВ: Да, у них и зрение плохое, они телевизор смотрят, и надо все-таки действительно постирать не вручную в тазике, а в стиральной машинке. И вот семьи, в которых много детей, конечно, тоже должны иметь такие льготы. Но пока никаких жестких федерация не установила требований, как это должно делаться.

Может быть, конечно, в рамках эксперимента, если он будет нормально проанализирован, будут какие-то установлены правила, но пока субъекты делают это самостоятельно. Есть очень много регионов, в которых проходит эксперимент, где таких льгот нет.

ШИРОКОВ: Константин, а скажите, пожалуйста, как вы думаете, с чем вы столкнетесь, когда будете управлять домом? Как вы сведете весь баланс по дому той энергии, которую вы потребили?

КРОХИН: Вы знаете, я вижу большие проблемы вообще с администрированием этих льгот.

ШИРОКОВ: Да, ведь надо контролировать постоянно.

КРОХИН: Конечно. Вот пример привели, когда люди прописаны в городе, а живут в сельской местности, где в значительной степени электричества потребляется больше. А я вам больше скажу: любой московский дом – половина граждан прописана, половина не прописана и проживает. Как вот это перемещение внутри города, это даже в одном субъекте – как его проконтролировать, как посчитать, всех обеспечить льготой, кому это положено, и наоборот? Это большая проблема.

Вторая проблема – общее имущество. Вот мы говорим о том, что у нас лифты, освещение и так далее. Значит, если превышается норма, я так понимаю, что и там будет повышение тарифа… Не тарифа, а платежей.

Получается, что введение этого нового порядка приведет, с одной стороны, к удорожанию администрирования, и будет много путаницы. Приведет к тому, что большинство людей, вдруг вот им не повезло в этой путанице, они не получат свой социальный паек и будут платить больше, станет дороже. А в отношении общего имущества мы, как управляющая организация, получим увеличение платежей, что опять же ляжет на бюджет наших же жителей. В два раза.

ШИРОКОВ: Давайте послушаем наших слушателей. На первой линии у нас Алексей.

Алексей, пожалуйста, ваш вопрос. Или суждение.

СЛУШАТЕЛЬ: Скажите, пожалуйста, каким образом определяются вот эти нормативы? Не нормативы, а стоимость киловатт-часа. Вот, например, у меня есть квартира в Австрии, и там где-то примерно киловатт-час стоит около 4,5 рублей. Если, как говорят сейчас, что свыше нормы потребления будет стоить тариф где-то больше 5 рублей. Как это может быть, что в Европе, при их уровне цены и необеспеченности ресурсами – у них нет атомных станций, у них нет гидроэлектростанций… На каком основании вводятся вообще эти цифры?

ШИРОКОВ: Я так понимаю, что на сегодняшний день, когда мы заявляем вслух, что мы ограничиваем рост тарифов, точнее, вообще замораживаем рост тарифов, мы понимаем, что в коммунальную энергетику, в большую энергетику должны идти инвестиции. А инвестиции могут идти только тогда, когда инвестор, особенно частный инвестор, понимает, каким образом он эти деньги заберет обратно.

И понятно, что тариф у нас с вами имеет две части: с одной стороны производственную, с другой стороны инвестиционную. И сегодня, когда мы заявляем о прекращении роста тарифов (коллеги меня поддержат), мы начинаем искать какие-то пути: а где же все-таки нам средства взять для того, чтобы инвестиционная часть тарифа насыщалась деньгами, чтобы можно было менять сети, можно было бы ремонтировать электропередаточные устройства, трансформаторные и так далее.

Потому что если мы будем постоянно говорить и доказывать, что население неспособно тянуть высокие тарифы, и мы эти тарифы начинаем ограничивать, мы все равно должны искать средства, каким образом насытить экономику энергетическую деньгами.

Может быть, кто-то хочет добавить вот этот тезис, что все равно нужно найти средства? С одной стороны мы ограничиваем, с другой стороны – мы придумываем какие-то схемы.

Да, Дмитрий, пожалуйста. Дмитрий Гордеев, «Институт экономики города».

ГОРДЕЕВ: Потенциально есть два источника совершенствования коммунальной инфраструктуры: это или тариф, или бюджет. У нас в соответствии с законодательством о местном самоуправлении электроэнергетика местная относится к вопросам местного значения.

ШИРОКОВ: Скажем так: в ведении местных муниципалитетов.

ГОРДЕЕВ: Да. И, по идее, если принимается решение не повышать тарифы, а совершенствовать инфраструктуру необходимо, тогда остается вариант – бюджет. Но какие у нас бюджеты?

ШИРОКОВ: Дырявые.

ГОРДЕЕВ: Навскидку, наверное, не менее чем 90% (это самое оптимистичное) муниципалитетов – депрессивные. К тому же муниципалитеты, отвечая за коммунальные местные сети электроснабжения, за подстанции и так далее, они не регулируют тарифы, они вообще не могут повлиять на этот тариф, даже принять какое-то политическое решение. Потому что тарифы регулируются на региональном уровне субъектов Федерации.

Понятно, что бывают и политические решения в установлении тарифов. Но вообще вот человек спрашивает, как устанавливаются тарифы. По идее, организация должна доказать регулирующим органам…

ШИРОКОВ: Это очень тонкие расчеты коммунальной структуры.

ГОРДЕЕВ: …Должна представить документы и должна обосновать, какие у нее есть потребности для того, чтобы произвести качественный ресурс, чтобы не надо было, вернее, чтобы нельзя было на эти деньги содержать футбольные команды, санатории, какие-то VIP-места, а чтобы шло только именно на производственные программы…

ШИРОКОВ: Производственную часть и инвестиционную.

ГОРДЕЕВ: …Если надо – инвестиционные. И какая-то небольшая маржа, какая-то доля плановой рентабельности.

ШИРОКОВ: Давайте, вторая линия. У нас висит на второй линии Кирилл. Слушаем вас внимательно. Ваш вопрос.

СЛУШАТЕЛЬ: Здравствуйте. Слышно меня?

ШИРОКОВ: Слышно-слышно, Кирилл. Вечер добрый.

СЛУШАТЕЛЬ: Вечер добрый. Две ремарочки хотелось бы.

ШИРОКОВ: Пожалуйста.

СЛУШАТЕЛЬ: Во-первых, был вопрос: что будет с общим имуществом, если начнутся энергетические балансы по дому. Я имел пример, я такое видел, правда, только в одном месте, в городе Астане, в Казахстане, где лифт в доме оплачивается специальными карточками, покупаешь там 100 поездок. Потому что жильцы первого этажа и второго не желают оплачивать дорогой лифт, это дорогая услуга, и ходят пешком. А чтобы проблем с лифтом не было…

ШИРОКОВ: Но лифт в данном случае является собственностью общедолевой.

ГОРДЕЕВ: Это не транспортное средство.

ШИРОКОВ: Да, это не транспортное средство. И собственники первого этажа такие же собственники лифта, как жители пятого этажа.

СЛУШАТЕЛЬ: Да, но мы говорим о расходе электроэнергии на лифт. Если они им не пользуются: «Мы покупали квартиру, – как я предполагаю, я не знаю подробностей, – но расходы на электроэнергию и обслуживание этого лифта мы не хотим». Поэтому действительно, я был в доме, где если нет карточки, то пойдешь пешком. А если есть карточка, то можешь ехать на лифте.

Что касается наших тарифов. Мне кажется, что коллеги очень зажали, обсуждая только последнюю его часть. Вот есть некая производственная часть, как вы сказали, и некоторая часть инвестиционная. Но производственная часть тарифа, насколько я знаю, совсем не обнародована, и основная его часть – это как раз не производство, а доставка электроэнергии, это сеть. И только что созданная сетевая компания уже взяла на спонсирование (то, что было сказано) футбольный клуб. Вот насколько я знаю.

И у меня вопрос: вы сказали, что есть эти тонкие расчеты и так далее. Но по факту их нет. Это всем известно, по факту их нет. Каждый губернатор мечтает протянуть у себя лишнюю сеть, надеясь, что это повысит инвестиционную привлекательность, а эта сеть аккуратно ложится на всю страну, потому что сетевой тариф, тариф на передачу электроэнергии, насколько я знаю, он не дифференцирован по регионам. Мы все платим вот за это все.

ШИРОКОВ: Мы сегодня должны с вами говорить все-таки о большей прозрачности тарифов на коммунальные вообще и электроэнергию. В данном случае мы говорим об электроэнергии, и она должна быть более прозрачна, и мы должны видеть, что у нас и в производственной части, и что у нас в инвестиционной части. И на самом деле я думаю, что очень многих россиян на сегодняшний день тоже волнует, почему это «Газпром» начинает сегодня быть спонсором чемпионата мира по футболу.

ГОРДЕЕВ: ФИФА.

ШИРОКОВ: Партнером ФИФА. Откуда вообще он средства берет? Что, получается, что средства, в конечном счете, из тарифа? Опять же у населения? Опять же население оплачивает тарифы, а «Газпром» в это время играет в политические игры. Как вы к этому относитесь, Константин?

КРОХИН: Я считаю, что огромнейшая проблема сегодняшнего дня – она касается не только энерготарифа, она касается всей системы жилищно-коммунального хозяйства. Это наличие махрового монополизма, никаких подвижек его разрушить не существует. Более того, если говорить об энергохозяйстве, то у нас происходит монополизация и концентрация компаний, в частности, в Москве произошло такое объединение. Причем скупкой занимаются крупные финансово-промышленные структуры.

И в этих условиях, когда ни о какой прозрачности сегодня не идет речь, практически любая энергетическая система: региональная или межрегиональная, крупнейшая, российская – они все участвуют в финансировании спортивных программ, каких-то спонсорских контрактов и так далее. В этих условиях говорить о повышении тарифов преждевременно. Нужно говорить о том, что надо разобраться, надо посчитать, а потом уже говорить о каких-то увеличениях. На сегодняшний день доверия не вызывает это.

ШИРОКОВ: Да, у нас получается, что и министр финансов, господин Силуанов, сегодня говорит: «Жируют наши коммунальщики, надо вообще ограничить, и пусть они вообще разберутся и внутри своего тарифа начнут более плодотворно использовать те средства, которые они получают на сегодняшний день».

КРОХИН: И те резервы, которые там есть.

ШИРОКОВ: Те резервы, которые есть.

Ольга, мы сейчас вернемся к этому вопросу после рекламы.

Слушайте нас внимательно, работайте вместе с нами, обсуждайте эту тему. Уходим на небольшую рекламу.

ШИРОКОВ: Продолжаем программу «Револьвер», которая сегодня посвящена социальным нормативам потребления ЖКУ. Ведущий в студии – Андрей Широков, гости – Дмитрий Гордеев, ведущий юрисконсульт фонда «Институт экономики города»; Ольга Савельева, исполнительный директор Института экономики жилищно-коммунального хозяйства; и Константин Крохин, председатель Союза жилищных организаций города Москвы, и еще председатель правления ТСЖ дома, в котором он живет.

Ольга, а все-таки скажите, кому же все-таки выгодно введение нормативов и хватит ли этих нормативов для сохранения вот этой санитарной гигиены в семьях, или людям все-таки заранее надо понимать, что этих нормативов не хватит, и им придется переходить в ту зону повышенной оплаты?

САВЕЛЬЕВА: Как вы видите, для комфортности проживания, даже для санитарной гигиены в том числе это слишком заниженные нормативы, при современном уровне развития техники. И, соответственно, прекрасно понимая, что они занижены, у нас есть определенная плата, которая берется по заниженным нормативам; все, что сверх социальной нормы, берется по завышенным нормативам. При этом при расчетах используется предыдущий весь объем тех услуг, которые были оказаны. По электроэнергетике мы берем весь объем и рассчитываем на этот весь…

ШИРОКОВ: Это мы сегодня говорим с вами только об электроэнергетике.

САВЕЛЬЕВА: Об электроэнергетике.

ШИРОКОВ: А впереди нас с вами ждет вода.

САВЕЛЬЕВА: Вода – это большая, еще большая проблема, потому что в электроэнергетике у нас есть, как вы уже отмечали, 97% оприборивания учета, то в воде у нас ситуация намного хуже. Приборы учета не установлены, несмотря на все законодательные документы и нормативные документы.

ШИРОКОВ: И все подталкивание населения к тому, чтобы ставить приборы учета, считать все и оплачивать по приборам учета.

САВЕЛЬЕВА: В каких-то случаях выгодно оставаться на нормативах потребления, которые были установлены постановлениями Правительства соответствующими. Потому что, например, в тех же многодетных семьях, где потребление очень высокое (вот как сегодня задавался вопрос), более выгодно оставаться на нормативах потребления и платить не так много, и еще более того, получать определенные субсидии и скидки на эти платежи.

ШИРОКОВ: Да, как социальная поддержка.

САВЕЛЬЕВА: Да, как социальная поддержка. А, соответственно, когда у нас идет потребление сверх нормы по воде, во-первых, ее никто никогда не измерял, по-хорошему. У нас нет четких измерений по воде, по объемам воды. Наверное, на 10% этот объем сократится, если мы будем говорить об объеме потребления воды. Но в большей степени у нас прибыльность, доходность ресурсоснабжающей организации покроется за счет снижения социальной нормы, экономии этой 10% – она, скорее всего, перекроется этой прибыльностью.

ШИРОКОВ: Да. Дмитрий, но посмотрите, что у нас произошло: до установки массовой приборов – как поквартирных, так и подомовых – у нас вся система расчетов между ресурсоснабжающими организациями, управляющей организацией и самим собственником строилась на нормативных показателях. Перешли на приборы учета, начали четко взвешивать, начали четко видеть, что мы потребляем и за что мы платим, в конечном счете.

И, насколько мне известно, например, Москва – раньше на одного человека 360-320 литров, просто там нормативы снижались во времени. Теперь в Москве стали потреблять где-то в среднем 190 литров на одного человека холодной воды, в горячей воде эта же холодная вода как бы использована, да?

Это выгодно предприятиям коммунального хозяйства? Ведь они, получается, теряют сбыт, значит, они теряют валовой оборот денег, значит, им просто не будет хватать на содержание вот этого огромного имущества, которое было построено до введения всех этих экономических штучек (тут другого слова нельзя сказать).

ГОРДЕЕВ: Совершенно верно, Андрей Вячеславович. Конечно, стремления уменьшать объем и количество ресурса у ресурсоснабжающих организаций нет. Они заинтересованы в увеличении. Если по какой-то причине люди будут потреблять меньше (например, прибор учета неидеальный, и так далее), то пропорционально будет расти тариф, скорее всего.

ШИРОКОВ: Чем меньше потребляют…

ГОРДЕЕВ: Тем больше тариф.

ШИРОКОВ: Тем больше тариф? А где здесь золотая середина? Мы же заставляем меньше потреблять. Ведь, вводя социальные нормы, мы заранее толкаем 70% населения вписываться в социальные нормы – значит, уменьшаем потребление.

ГОРДЕЕВ: А есть очень большое лукавство. Когда говорят, что социальная норма стимулирует энергопотребление, ресурсопотребление, я считаю, что здесь лукавство. Потому что на самом деле оплата превышения социальной нормы по завышенному тарифу неизбежно приведет к росту доходов ресурсоснабжающих организаций. Потому что в эту маленькую социальную норму никакая семья просто не сможет…

ШИРОКОВ: Хотя задача стоит, что 70% должно вписываться. У нас на первой линии Олег давно нас ждет. Спасибо за то, что вы нас ждете, но здесь вот просто из разговора слова не выбросишь, поэтому нам приходится обсуждать и в студии с экспертами эту тему. Ваш вопрос, пожалуйста, Олег.

СЛУШАТЕЛЬ: Да. Добрый вечер.

ШИРОКОВ: Добрый вечер.

СЛУШАТЕЛЬ: Вопрос, можно сказать, я повторюсь. Меня интересует, чем обусловлено повышение, вернее, введение этих норм. У нас, я так думаю, дефицита электроэнергии нет. Мало того, что его нет, у нас его избыток. Потому что многие энергопотребляющие предприятия просто закрыты.

ШИРОКОВ: Вы все правильно говорите.

СЛУШАТЕЛЬ: И по последним данным (я не знаю, как они устарели) экспорт электроэнергии в Китай: киловатт – 90 копеек.

ШИРОКОВ: Олег, я вот даже зачитаю цифры довольно интересные.

СЛУШАТЕЛЬ: Еще можно секундочку?

ШИРОКОВ: Да, пожалуйста.

СЛУШАТЕЛЬ: А по поводу реконструкции и развития сетей: они очень меня пугают. Я в свое время строил дом, и чтобы мне сделать, провести к себе электроэнергию, мне пришлось сделать свою подстанцию. Мне выдвинули технические условия на 1 миллион рублей. Это был еще 2002 год. Я заменил порядка восьми опор высокого напряжения. Мало того…

ШИРОКОВ: Это были технические условия, которые вам выставляла соответствующая коммунальная организация.

СЛУШАТЕЛЬ: Да-да-да. Но вопрос в другом…

ШИРОКОВ: Свои хотелки в развитии своей инфраструктуры, так получается.

СЛУШАТЕЛЬ: Да. Но вопрос еще не закончился. После строительства этой подстанции я сдаю ее на баланс организации эксплуатирующей.

ШИРОКОВ: Вы ее дарите.

СЛУШАТЕЛЬ: Да.

КРОХИН: Вот вам источник инвестиций в инфраструктуру – потребитель.

ШИРОКОВ: Опять же за счет потребителя.

СЛУШАТЕЛЬ: Вы понимаете, что получается? Что все подключение, что происходит – что в частном секторе, что в Москве – оно идет через техусловия, которые заведомо такие кабальные… И о каких же реконструкциях, что им не хватает денег, они ведут речь?

КРОХИН: Что же они реконструировать собираются?

ШИРОКОВ: По поводу, что надо вообще экономить в электроэнергии. Вот передо мной табличка, я ее сейчас оглашу. Смотрите, Россия: среднее потребление электричества населением в год на человека – 935 киловатт-часов; Германия 1730 киловатт-часов на одного человека в год потребляет; Финляндия – 4361 киловатт-час. Ну, там очень многие отопительные процессы электроэнергией обеспечены, поэтому такая высокая цифра. Евросоюз в среднем 1681 киловатт-час на человека потребляет; США – 4587 киловатт-часов на человека.

Причем стоимость киловатт-часа в рублях: в России – 2,3; в Германии – 10,4; в Финляндии – 6 рублей 21 копейка; Евросоюз в среднем – 6 рублей 20 копеек; США – 3 рубля 44 копейки.

Здесь вопрос: а кому вообще надо экономить? Нам-то нужно экономить электроэнергию? Я вообще иногда задумываюсь, если все будут экономить и вписываться в социальные нормы – куда будут продавать электроэнергию ресурсные организации? Это вопрос. Константин.

КРОХИН: Вы знаете, мне кажется, здесь все-таки реально стоит задача увеличить поступления, не повышая тариф. Поэтому все остальные разговоры о том, что это забота, социальная норма помогает – социальная норма должна развязать им руки, чтобы они могли повысить тариф.

ШИРОКОВ: Ну да. Как бы фантик есть, есть социальные нормы: вписываетесь – все очень дешево; а все остальное как бы очень дорого, если вы в нее не вписываетесь.

Дмитрий, но у нас получается, что малообеспеченные граждане будут платить больше. Потому что более богатые люди, относящиеся к узкой прослойке среднего класса, способны дома бытовую технику поменять, энергопотребление будет меньше. А малоимущие люди, те, которые еще живут с бытовой техникой 10-15-летней давности…

КРОХИН: 30-летней.

ШИРОКОВ: …Или даже купили ее в Советском Союзе, где потребление одного холодильника уже зашкаливает за все социальные нормы – они сразу, извините за такое слово, «попадают» на повышенный тариф. Не так ли, Дмитрий?

ГОРДЕЕВ: Совершенно верно. Люди состоятельные все уже купили себе технику с уровнем энергопотребления А или А+, а очень много граждан, у которых стоят холодильники еще 60-70-х годов. Есть, работают еще, они тратят очень много электрической энергии.

Поэтому, конечно, я, честно говоря, не понимаю вообще Правительство, как оно решилось, пошло на поводу у ресурсоснабжающих организаций, в первую очередь у энергетиков, и приняло решение о социальной норме.

ШИРОКОВ: Толкают эту тему, конечно, энергетики. Однозначно не жилищные организации, однозначно не собственники жилья.

ГОРДЕЕВ: Да, это прямое лоббирование, конечно, на мой взгляд. Смотрите, даже если установить один тариф для всех, без перекрестного субсидирования, обоснованный тариф, идеальный какой-то…

ШИРОКОВ: Экономически обоснованный.

ГОРДЕЕВ: …Все равно каждый человек сможет влиять, каждая семья, домохозяйство сможет влиять, сколько потреблять и сколько оплачивать. И при этом, если какая-то часть населения, потребляя нормальное количество энергии, не сможет оплачивать, есть институт с начала 90-х годов в Российской Федерации – адресные субсидии. Человек приходит, представляет документы, сколько все члены семьи…

ШИРОКОВ: Формула должна быть простая: экономически обоснованный тариф, счетчик или прибор учета, который четко принимает и показывает, сколько же ты потребил.

ГОРДЕЕВ: Да.

ШИРОКОВ: И ты оплачиваешь, если ты не способен и попадаешь в определенную зону малообеспеченного домохозяйства…

ГОРДЕЕВ: Адресная помощь.

ШИРОКОВ: …Ты идешь к государству, оно тебе дает адресную помощь в оплате за жилищно-коммунальные услуги.

ГОРДЕЕВ: А что происходит сейчас? Сейчас происходит очень сильное усложнение понимания, за что люди платят. Вот когда…

ШИРОКОВ: И за что еще какую-то льготу дадут.

ГОРДЕЕВ: Да. Мы участвовали в подготовке поправок 37-го постановления на одном из этапов. Был такой лозунг провозглашен: каждая бабушка должна понимать, как рассчитываться за коммунальные услуги.

ШИРОКОВ: Мы на бабушке экономику всю строим.

ГОРДЕЕВ: Попробуйте открыть новые правила, 354-е постановление. Даже если вы поймете эти формулы, попробуйте просто для эксперимента проверить правильность расчетов в вашей одной квартире за один месяц.

ШИРОКОВ: Дмитрий, я, во-первых, напомню радиослушателям, что 354-е, которое потом еще снабдило поправками 344-е ПП Российской Федерации (постановление Правительства Российской Федерации) – они довольно не тоненькие. Их даже профессионалы, я откровенно могу сказать, не все дочитывают до конца. Не говоря о том, что там колоссальное количество еще и формул существует: каким образом те или иные вопросы надо просчитывать, каким образом выходить на конечный расчет за жилищно-коммунальные услуги.

Давайте возьмем Михаила с третьей линии. Да, Михаил, пожалуйста, слушаем вас. Ваш вопрос, ваше суждение.

СЛУШАТЕЛЬ: Здравствуйте. Смотрите, мне совершенно непонятно, как потребитель (или не обязательно потребитель, любая сторонняя организация) может проверить вообще обоснованность утверждения о том, что 70% всех потребителей укладываются в социальную норму размером Х?

ШИРОКОВ: Но там идет выборка, да?

СЛУШАТЕЛЬ: Да. Ведь данные по этой выборке относятся к персональным данным. И их не может глубокоуважаемый монополист опубликовать, потому что они – персональные данные. Значит, никто, кроме монополиста, эту цифру на самом деле достоверно не знает. Это значит, что монополист может этой цифрой манипулировать так, как считает нужным.

ШИРОКОВ: Да, в своих интересах.

СЛУШАТЕЛЬ: В своих интересах. И будет этим заниматься. Он же монополист.

ШИРОКОВ: Дмитрий, вы согласны с этим?

ГОРДЕЕВ: Абсолютно согласен. Это инструменты…

ШИРОКОВ: Все, кто находятся в студии, кивают головой и говорят: «Да-да-да, это на самом деле инструмент в пользу монополиста».

ГОРДЕЕВ: Причем я не удивлюсь, если в рамках эксперимента действительно то, что сейчас мы видим в регионах – это еще цветочки. А вот ягодки будут пожестче. Потому что, естественно, монополисты будут поджимать Правительство, есть политические заявления, 6% и так далее, тарифы трогать нельзя. А социальная норма, две составляющие…

ШИРОКОВ: Причем сегодня же как идет, система развивается? Сегодня говорят: 70% должно вписываться в социальный норматив, вторая часть у нас с вами на 30% только повышается. Это пока хотелки такие.

ГОРДЕЕВ: Конечно.

ШИРОКОВ: А потом будет выстраиваться так, что – да, 70% вписывается в нормативные показатели, а вот каким образом мы повышаем вторую часть – в два, в три раза, в четыре раза – на сегодняшний день мы не можем сказать, что это будет 30%.

Это уже будет так, как коммунальщик договорится с РЭК, и каким образом будет политическая воля. Не так ли?

ГОРДЕЕВ: Скорее всего будет, конечно, популизм. Популизма не будет. Будет, конечно, просто лоббирование интересов ресурсоснабжающих организаций. А они, я думаю, своего не упустят.

ШИРОКОВ: Я вот сегодня обращаюсь к радиослушателям, особенно к тем, кто непосредственно занимается управлением многоквартирными домами: давайте объединяться. Нам нужно на сегодняшний день готовить мощное жилищное законодательство, которое уже внесет определенные коррективы и будет защищать как собственников в многоквартирных домах, так и управляющие организации, которые управляют этими домами.

Потому что даже при введении этих социальных норм, новых начислений после социальных норм и так далее, за неоплату за жилищно-коммунальный ресурс все равно будет нести ответственность кто? Управляющая организация, которая практически в этой схеме выбывает из цепочки расчетов. Константин, вы…

КРОХИН: Я бы даже сказал, что сейчас те эксперты, которые занимаются подготовкой документов, они никак с практиками не советуются. Идет такая работа сама по себе. Ну, и на примере 354-го мы видим, сколько огрехов в этих документах появляется.

ШИРОКОВ: Да. И причем мы, практически все, кто работает сегодня в студии, являемся членами рабочих групп, и очень часто высказываемся, что это не так, надо делать по-другому. Но почему-то нас не слышат.

ГОРДЕЕВ: В том-то все и дело…

ШИРОКОВ: Поэтому это надо все объединять и идти от собственника.

ГОРДЕЕВ: …Что, к сожалению, рабочая группа при Открытом правительстве проводит заседания, там высказываются эксперты.

ШИРОКОВ: Да, высказываются. Мы с вами.

ГОРДЕЕВ: Высказались – и все. А решения все уже приняты. И фактически рабочая группа только штампует их.

ШИРОКОВ: Да. Посмотрите, что у нас на сегодняшний день пишут в Интернете: «Бедные заплатят больше». «От компьютера не откажусь» – сходу заявил муж и спрятал дома все электрические приборы своей жены, от завивки до электрочайника, и говорит: «Пусть все делает на газу».

Понимаете, сегодня очень многие люди, конечно, будут получать дискомфорт в наших многоквартирных домах, да и в частных домах, где будет введена социальная норма.

Время наше подходит к концу. Я думаю, что час, который мы с вами провели, обсуждая тему социальных нормативов на электроэнергию, и в дальнейшем как это будет все экстраполироваться на потребление воды, как холодной, так и горячей – это очень мало. Я думаю, что можно гораздо шире и дискуссию, и наверняка она еще много-много раз будет повторяться в других программах.

Программу заканчиваю. Это была программа «Револьвер». И я, Андрей Широков, вместе с моими гостями обсуждал тему социальных нормативов на потребление жилищно-коммунальных ресурсов. Спасибо, до свидания


Читать текст передачи на сайте радио СТОЛИЦА-ФМ можно здесь
Послать приватное сообщение
Перейти на форум:
 
Версия для печати


 
Виртуальный город решений реальных проблем многоквартирных домов - НОВОЕ ЖКХ РУ

Наш адрес в Интернете: WWW.NOVOEGKH.RU E-mail: novoegkh@mail.ru